Жить дружно
О плюсах и минусах работы с друзьями рассуждают три героини Forbes Woman
История №1
Наталья Молчанова,
генеральный директор
компании «ЭГО Транслейтинг»:
В начале славных дел я, как и многие, работала с друзьями. И это бизнесу мешало. По двум причинам. С одной стороны, друзья воспринимали какие-то строгие, но необходимые в управлении указания с обидой. В их глазах это наверняка выглядело зазнайством, но на самом деле это элементарная иерархия, существующая в любой компании. С другой стороны, я сама, зная о близких мне людях слишком много, начинала входить в их положение, извинять их, требовать с них меньше. Но работа — это не личные отношения. Здесь мы реализуем свои творческие порывы и извлекаем выгоду. Здесь не до душевной теплоты.
В самых банальных ситуациях и руководитель, и его друг-подчиненный сталкиваются с проблемами. К примеру, вечером начальник что-то резко высказал своему сотруднику-другу, тот пошел домой, там семья, он выплеснул недовольство на родных и утром пришел разозленный — и на себя, и на начальника. И руководитель, в свою очередь, тоже себя накручивает: ну зачем я так, мы же вместе за одной партой сидели. Появляется чувство вины. В результате — двойные потери: и дружба страдает, и бизнеса не получается. В общем, друзья и работа — это как несоединяемая смесь в химии: что ни делай, все равно даст осадок.
Я не приветствую деловое сотрудничество с друзьями, но иногда это случается. В этот момент я умудряюсь как-то выключить личные отношения и в три раза ответственнее подхожу к работе. У меня и так патологическая клиентоориентированность, а тут я знаю, что у друзей могут быть особенные, даже завышенные ожидания. Возможно, именно поэтому кто-то остается недоволен, хотя и не высказывает этого вслух. Конечно, на таких случаях отрабатывается профессионализм, но это нездоровые ситуации, лучше их избегать.
История №2
Ольга Веденисова, директор
по маркетингу и продажам компании «Мосстройреконструкция»:
Сдрузьями работать нельзя, категорично и однозначно. Как правило, они воспринимают эту ситуацию как заведомую индульгенцию своим недоработкам. Предполагают какое-то особое к себе отношение. И я поначалу думала, что так и надо. А на самом деле получается, что, приглашая на работу в свою компанию друзей, ты связан по рукам и ногам. В лучшем случае ты доделываешь за них работу, а в худшем — у меня был такой случай — возникает соперничество. Моя подруга вдруг начала делать какие-то недопустимые вещи и в итоге меня подсидела. Тогда я еще не была хозяйкой бизнеса, поэтому мне пришлось просто уйти: я потеряла работу, хотя я ее в эту компанию и пригласила. Тот случай произвел на меня сильнейшее впечатление и хорошенько меня воспитал. Теперь я в очень редких случаях беру на работу знакомых, но всегда готова к тому, что это испортит с ними отношения. Так что со школьным другом, которого действительно жаль потерять, лучше не работать. Настоящей дружбы, чтобы в любой момент можно было полностью расслабиться в присутствии этого человека, уже не будет. Да, приятельские отношения могут сохраниться, но это уже другое.
Друзей в бизнес можно привлекать максимум на уровне короткой консультации. В других случаях надо искать альтернативу. И, уверена, она найдется, даже если друг — ценный специалист. Бывает, ко мне обращаются хорошие знакомые с просьбой устроить их к себе на работу. И я, как правило, стараюсь помочь, пристроить человека, но так, чтобы ни в коем случае в бизнесе с ним не пересекаться, чтобы не нести за него никакой ответственности.
История №3
Людмила Хромова,
коммерческий директор группы
компаний «Пищепромпродукт»:
Работать с друзьями-подругами сложно, но можно. Все зависит, во-первых, от людей, а во-вторых — ситуации бывают разными. Одно дело, если вы поначалу двигаетесь с подругой параллельно по карьерной лестнице, а потом вырываетесь вперед, тут может появиться зависть: «А почему не я? Разве я хуже?» Это тяжело принять, особенно женщине. У меня был такой неприятный опыт. У нас с подругой были отличные отношения, мы синхронно росли в профессии. Но как только я стала директором компании, а она — главным бухгалтером, начался кошмар. Пошло жесткое бойкотирование, перешли на личности — пришлось с ней расстаться.
Однако совсем иначе могут сложиться отношения, если подруга заведомо знает, что будет в роли подчиненного. Хотя и тут есть свои сложности. Бывает, ты знаешь о своем друге или подруге, что это прекрасный человек — умный, организованный, ответственный. Предлагаешь ему работу, и он с радостью соглашается. Казалось бы, все прекрасно. Но я всегда сразу предупреждаю, что на работе я иногда совсем другой человек, чем в обычной жизни. Более строгий. И принять это может быть непросто.
Несмотря на это, у меня почти вся бухгалтерия собрана из моих хороших приятельниц. С одной я училась в институте в параллельных группах — и уже 10 лет мы вместе работаем. И все совершенно нормально воспринимают, что я начальник. Важно просто сразу расставить все точки над i. На работе — работа и строгая субординация, а поговорить о семье, о детях — тогда мы друзья.
Зато я в них уверена. Это главное. Ведь это же мой тыл. Да, я за все отвечаю, но делаю-то не только я! Не так много людей в жизни, которым я доверяю, поэтому для меня особенно важна моя команда.
Комментарий психолога
Ольга Данилина,
практикующий психолог:
Мой опыт консультирования говорит о том, что работа с друзьями не идет. В лучшем случае люди расходятся как деловые партнеры и сохраняют какие-то отношения, в худшем — ссорятся. Дело в том, что когда мы общаемся особенно близко эмоционально, то так или иначе подсознательно выбираем одну из ролей — родителя или ребенка. Так построено большинство отношений. Один — старший, знающий ответ на любой вопрос, другой — младший, требующий большего внимания к себе. Когда друзья переходят на деловые отношения, все меняется: и зоны ответственности, и сложившиеся в обычной жизни роли. На работе, как правило, нет «родителя» и «ребенка», а есть «взрослый» и «взрослый». Это новая система координат. И люди внутри нее меняются и ведут себя совершенно иначе. На работе можно увидеть в друге то, что может не нравиться и чего в нем нет в обычной жизни. Жесткость или, наоборот, излишнюю мягкость, авторитарность или подчиненность. Ожидания не оправдываются. Человек, который в дружбе готов отдать последнюю рубашку, в бизнесе, где нужно методично выполнять какие-то обязанности, не тянет.
Я бы посоветовала хорошенько подумать, прежде чем заводить деловые отношения с друзьями и подругами. Попытаться найти сотрудников среди посторонних людей. Но если такая ситуация неизбежна, то, во-первых, стоит проанализировать опыт друга в других деловых отношениях — обычно это известно — и сделать выводы, подготовить себя к неожиданным проявлениям. И второе — сразу, на первой же беседе, оговорить регламент деловых отношений. Как вести себя в присутствии сотрудников, руководства и так далее. И желательно неформальные отношения вообще оставить строго за порогом офиса.