Forbes Woman продолжает разговор о здоровье и обсуждает со специалистами мифы об искусственном оплодотворении, или ЭКО.
Миф первый: сделать ЭКО можно в любом возрасте
Виктория Залетова:
Это не совсем так. Каждая женщина рождается с запасом яйцеклеток, который она тратит в течение жизни. С 27 лет качество клеток ухудшается, с 35 — снижается критически. Поэтому лучше придерживаться классической репродуктивной схемы и стать мамой до 25–27 лет. Конечно, у каждой женщины своя генетика: кому-то, как библейской Сарре, дано родить и в преклонном возрасте, а у кого-то и в 20 лет запас исчерпан. Кроме того, у женщины с возрастом накапливаются болезни, происходит старение тканей. Поэтому чем она старше, тем сложнее ей и зачать (как естественным путем, так и с помощью ЭКО), и выносить ребенка. А ведь его еще и вырастить надо! Да, ЭКО в сочетании с альтернативными программами — суррогатным материнством и донорством яйцеклеток — продлевает детородный возраст, но не до бесконечности. Поэтому если в течение года живущая вместе и стремящаяся завести детей пара естественным образом не смогла зачать ребенка, нужно обращаться к специалистам. Ждать — значит упустить время. И не стоит ориентироваться на знакомых, которым удалось самостоятельно стать родителями, к примеру, через два года ожидания. У каждой пары — уникальные исходные данные.
Миф второй: ЭКО очень дорого
Евгения Балашова:
ЭКО всегда и везде было дорого. В Европе цена доходит до €5000. Дорогое оборудование, дорогие специалисты, очень дорогие расходные материалы. Последние годы в России государство выделяет немалые деньги на оплату этой программы по медицинским показаниям.
124 000 рублей, выплачиваемых бюджетом, вполне хватает, чтобы женщине очень хорошо сделать ЭКО, но эта сумма не покрывает донорские программы и криоконсервирование клеток.
Миф третий: ЭКО — лучший способ лечения бесплодия
Виктория Залетова:
Всемирная организация здравоохранения так и считает. Непроходимость или отсутствие маточных труб — теперь не повод отказываться от мечты иметь ребенка. И тяжелый эндометриоз тоже. И масса других диагнозов. ЭКО их не вылечит, но преодолеет и позволит женщине забеременеть. К тому же ЭКО решает проблему не только женского, но и мужского бесплодия. В последние годы резко снижается качество спермы — в ней меньше сперматозоидов, они менее активны. Всему виной плохая экология, стресс, беспорядочная половая жизнь и, как следствие, венерические заболевания, угнетающие выработку нормальной спермы. Метод ИКСИ (в программе ЭКО) позволяет выделить даже один-единственный подходящий сперматозоид и оплодотворить им яйцеклетку, а затем пересадить женщине эмбрион. На сегодняшний день в мире «из пробирки» появилось свыше 4,3 млн детей.
Евгения Балашова:
Да, если все остальное не имело успеха. Частота наступления беременности после ЭКО для женщин около 30 лет — 40-42%. А если никаких серьезных проблем со здоровьем нет, то и все 70%. В моей практике не было случая, когда пациентка выполняла все назначения врача, а беременность не наступила.
Миф четвертый: ЭКО — это близнецы на заказ.
Виктория Залетова:
Медицина не может гарантировать зачатия, тем более близнецов. ЭКО не магазин, где выдают детей по заказу, а лечение. Шанс стать родителями, когда других шансов нет. Но в «пробирке», как правило, получается не один эмбрион, а больше. Повышая шансы на успех, женщине можно подсадить сразу несколько зародышей. Тогда есть вероятность, если они все приживутся, получить двойню или даже тройню. Вынашивать многоплодную беременность сложно. И современная тенденция такова, что врачи рекомендуют переносить 1–2 эмбриона.
Миф пятый: от ЭКО рождаются больные дети
Евгения Балашова:
Риск в случае с ЭКО ровно такой же, как и в спальне. Каков исходный материал, таков и результат. Предымплантационная диагностика позволяет проверить эмбрион на самые распространенные хромосомные аномалии. Но у эмбриона мало генетического материала: всего 8-10 клеток, и мы можем взять только одну, чтобы его не разрушить. Это позволит проверить 13-ю, 21-ю, 22-ю и половые хромосомы или небольшое количество моногенных мутаций — все. Но и это не отменяет обязательных скрининговых исследований во время беременности.
Миф шестой: ЭКО — моментальная процедура
Виктория Залетова:
Нет, это лечение, занимающее в среднем три недели. Сначала проводится гормональная терапия, стимулирующая созревание яйцеклеток, потом путем малой хирургической операции под общим наркозом их забирают, затем в лаборатории мужские и женские клетки соединяют. Несколько дней зародыш развивается в инкубаторе, после чего его переносят в полость матки. Последняя процедура, кстати, абсолютно безболезненна.
Миф седьмой: для ЭКО нет противопоказаний, это абсолютно безопасная процедура
Виктория Залетова:
Нет, серьезные проблемы с сердцем и почками, перенесенные онкологические заболевания, психические расстройства — противопоказания для ЭКО. А если один цикл завершился неудачей, только специалист может решить, можно ли женщине продолжать или нет.
Евгения Балашова:
ЭКО уже стало рутинным методом, но это не исключает рисков. Гормональная стимуляция не должна пугать: получаемые женщиной дозы гормонов на порядок ниже тех, что вырабатываются в организме во время беременности. Трансвагинальная пункция (проводится под наркозом, но для анестезии используются нетоксичные препараты, потому что половые клетки с неполным набором хромосом очень чувствительны), когда мы собираем яйцеклетки, может сопровождаться осложнениями (например, внутренним кровотечением), но в клиниках, где давно занимаются ЭКО, такое случается крайне редко. После переноса эмбриона, если во время стимуляции был чрезмерный ответ яичников на лекарства, может возникнуть синдром гиперстимуляции яичников. Это опасное состояние, требующее серьезной терапии, но такие осложнения чаще встречались 20 лет назад. Тогда и женщины, которые шли на ЭКО, были моложе, и врачи стремились получить максимум яйцеклеток. Теперь пациентки старше, а гормональное лечение сдержаннее — нет смысла получать сразу 20–30 яйцеклеток. К тому же если анализы предрекают опасность такого развития событий, можно отсрочить перенос эмбриона, заморозить его и пересадить в матку в следующий цикл.