«Спокойствие губит любые карьеры»

Рябова Дарья Forbes Contributor
Гендиректор «СТС Медиа» Юлианна Слащева об умении делегировать полномочия, брать на себя ответственность и подчиняться мужчине.

Юлианна Слащева окончила одну из первых в России кафедр по подготовке PR-специалистов — в Высшей комсомольской школе (сейчас Московский гуманитарный университет). С 1994 года начала работать в агентстве стратегических коммуникаций «Михайлов и партнеры», откуда через семь лет ушла с должности директора по работе с клиентами. В 2005 году Слащева вернулась и возглавила «Михайлов и партнеры», заняв место основателя Сергея Михайлова. Но в 2013 году Слащева совершила еще один неожиданный карьерный шаг — стала гендиректором холдинга «СТС Медиа», не имея опыта работы на ТВ. В интервью Forbes Woman Слащева делится своими правилами управления людьми и событиями.

Ваш первый заработок.

Я росла в небогатой по советским временам семье, поэтому рано стала зарабатывать сама. С седьмого класса школы подрабатывала на почте, помогала разносить и раскладывать по почтовым ящикам письма и получала за это какие-то небольшие деньги. А в 17 лет я уже зарабатывала больше мамы. Мне не хватило одного балла, чтобы поступить в институт с первого раза, и я устроилась на институтскую кафедру лаборантом. И еще подрабатывала переводчиком на мероприятиях, для которых институт сдавал свои помещения. Заработанные таким образом первые деньги я, как настоящая девочка, потратила на одежду и заграничную поездку.

Сколько карьерных ступеней вы прошли до должности руководителя?

В «Михайлов и партнеры» я начинала с самой низшей позиции — младшего менеджера. И за семь лет доросла до партнера. Я фактически работала вторым человеком в компании, и мне было с кого брать пример и у кого учиться — моим наставником был сам основатель компании Сергей Михайлов (через 15 лет после начала совместной работы, а затем ухода Михайлова в РЖД и ИТАР–ТАСС Михайлов и Слащева поженились, сейчас они воспитывают троих детей. — Forbes Woman). С 19 лет я училась управлять и строить отношения так, как он. Конечно, есть некоторые мужские особенности, которые мне не удалось перенять, но я взяла у него саму модель управления бизнесом.

Почему вы ушли из «Михайлов и партнеры»?

Я почувствовала, что уперлась в потолок. Я уже несколько лет работала первым лицом частной компании, и это давало мне приятное чувство комфорта и успокоенности. Но я считаю, что спокойствие губит любые карьеры и любые начинания. Для меня такое состояние стало слишком болотистым. Я решила, что пора менять жизнь.

Ваш совет женщинам, которые оказались в том самом болоте спокойствия.

Здесь есть два варианта. Либо управлять дальше своим бизнесом, расслабившись и уже чувствуя себя молодым пенсионером. Либо — если есть еще необходимость в самореализации — менять место работы. Я выбрала второй вариант, хотя это было очень непростое решение. Я понимаю, что у всех людей разный потолок и большинство женщин не рассуждает так, как я. Многие ведь, наоборот, жаждут этого приятного спокойствия.

Руководитель — это образование или характер?

Характер нужен для того, чтобы было желание руководить. У человека должны быть здоровые амбиции и готовность инвестировать много собственных сил и времени. А чтобы получалось руководить, необходимо хорошее базовое образование.

Чему вы научились у своего руководителя?

Самым трудным для меня было научиться делегировать полномочия и задания. Мне всегда казалось, что я все сделаю лучше, чем кто-либо другой. Но когда я начала сама растить людей как сотрудников, я поняла: следует доверять подчиненным и не бояться делегировать дела, не требующие моего участия.

Главные качества, помогающие руководить.

Вера в людей. Умение быстро принимать решения. И самое главное качество — умение находить, мотивировать, удерживать и развивать по-настоящему способных и талантливых сотрудников.

Однажды произошел конфликт с моим заместителем. Он посчитал контракт, который заключила я, невыполнимым и устроил мне испытания: «Вы контракт продали, клиенту кучу всего пообещали, а мы не знаем, как его сделать». Тогда я взяла этот контракт, стала сама его вести и быстро доказала, что все по силам. Я считаю, что руководитель должен своим примером помогать подчиненным развиваться.

Качество, которое мешает в работе.

Я слишком люблю людей, а для руководителя это и плюс, и минус. Я всегда стараюсь как можно дольше не расставаться с людьми, находить им реализацию внутри компании, что может иногда снижать эффективность рабочего процесса.

Самое сложное решение, которое пришлось принять как руководителю.

Все решения, которые мне приходится принимать сейчас в «СТС Медиа», гораздо сложнее принимавшихся в «Михайлов и партнеры». Разница в том, что СТС — компания публичная, а не частная. Здесь у руководителя больше ответственности, потому что все его действия видны как на ладони. И все мои решения оцениваются рынком, ценой акций компании.

Что еще повлияло на ваше формирование как начальника?

Боюсь показаться банальной, но та самая знаменитая речь Стивена Джобса (речь, произнесенная основателем Apple перед выпускниками Стэнфордского университета 12 июня 2005 года, когда он уже знал о неизлечимой болезни и рассказал три вдохновляющие истории из своей жизни. — Forbes Woman). Самое главное, что я вынесла для себя из этой речи, — что успокоенность и равнодушие разрушают любую компанию. Люди, которые взялись управлять, не должны быть равнодушными к тому, что они делают.

Чем женский стиль управления отличается от мужского? И должен ли он отличаться?

В идеале не должен. Но в реальности отличается. Женщина всегда более чувствительна, она более эмоционально переживает то, через что мужчина может просто переступить и пойти дальше. Но это хорошее качество. А из плохого — женщины-руководители часто управляют, используя интриги, фаворитов.

Кем вам проще руководить, мужчинами или женщинами?

Для меня это неважно. Я оцениваю людей по их профессионализму, а не по гендерному признаку.

Руководитель должен держать дистанцию с подчиненными или, наоборот, дружить с ними?

Я всегда держу дистанцию. С одной стороны, мне удается быть в курсе всего, что происходит в жизни подчиненных, помогать им везде, где это нужно. Но при этом я со всеми общаюсь на «вы». Это позволяет лучше выходить из конфликтных ситуаций и разбирать ошибки.