Сразу скажу: для меня литература делится на «мужскую» и «женскую». Но это гендерное деление абсолютно справедливо, потому что оно связано с разным психотипом и устройством женского и мужского организма. Здесь нет дискриминации. Просто это две разные планеты, у каждой из которых свои привязанности.
В женской литературе важны межчеловеческие отношения. Мужчина, когда читает книжку, хочет получить новые знания. Женщина в книгах ищет подтверждение того, что она в своих счастиях и несчастиях не одинока. А мужчине просто не надо это подтверждать — для него это вообще не важно. Мужская литература исключает мелодраму, и роман вообще как жанр существует только благодаря женщинам. Но их литература не столько более умная, сколько более сухая по эмоциям и точная по материалу. Она всегда несет какую-то конкретную информацию: историческую, научно-популярную, философскую.
Ведь чем отличается читатель от читательницы? Женщина ловит настроение и эмоции книги, а мужчина всегда копается в деталях. Я это часто наблюдаю даже по себе. Пишу, скажем, книгу, читаю ее мужу, а он меня поправляет: «Это было не в марте 1992 года, а в феврале». Я в ответ переспрашиваю: «Ну вот какое это имеет значение? Ты это зачем сейчас сказал?» Но для мужчин детали важны, ровно как и точность. Причем такое скрупулезное внимание к мелочам проявляется и в отношении к литературе, и к кино. Если я, как человек настроения, переживаю вместе с героем: «Боже мой, как герой! Боже мой, какая трагедия, со мной было то же самое» — то у мужчины другая реакция: «Так-так, вот тут полицейский вышел, а в таких ситуациях они не выходят, а стреляют сразу». Ну и скажите, при чем тут это?
Кстати, если провести аналогию с кино, то «женская литература» — это как французское кино, которое сплошь построено на рефлексии, кто бы его ни снимал. Мужская литература — это кино американское, где даже если женщина любит мужчину, то все равно из этого вытекают глобальные идеологии, исторические выводы и пр. Но я очень советую женщинам ею интересоваться.
Ведь за счет нее она получает уникальное преимущество: у женщины и так развита интуиция, чувственное восприятие мира, она, как правило, «стихийный психолог», лучше разбирается в людях. Но когда она еще и начинает читать, по каким законам развивается цивилизация, интересоваться философскими понятиями и знает, чем даосизм отличается от дзен-буддизма, то становится уникальным существом и может делать настоящие прорывы. Собственно, любую мужскую литературу можно использовать как готовый тренинговый учебник.
Вообще способность читать книжки и извлекать из них готовые рецепты жизни есть далеко не у всех — даже мужчин. Большинство мужчин, если берут ту же учебную литературу, они ее читают, чтобы использовать. А вот когда они читают про Наполеона, то Наполеон — отдельно, а они — отдельно. При этом всё знают: как не реагировать на агрессию, как принимать решения, как расслабляться, пропускать мимо мелочи и суету. При случае всё процитируют и расскажут, блеснув эрудицией. Это же сейчас модно. А потом им наступили на ногу, и они начинают орать как бешеные. И спрашивается, зачем ты все это читал? Женщина же может не только получить информацию, а «прочувствовать» ее до конца, сделать выводы и начать действовать, получив опыт решения своих карьерных проблем. Ведь работающая женщина — это все равно полумужская модель, особенно если она действительно серьезно работает. Понятно, что мир, даже в той же политике, пока что устроен по мужским законам: все начальники — мужчины, они диктуют правила.
Поэтому, читая мужскую литературу, вы понимаете, каким образом с ними работать, каковы «неписаные законы» их среды, а значит, формулы достижения успеха.
Я читаю очень много мужской литературы. Большой интерес вызывают у меня истории великих преобразований и великих политиков, например Наполеона, Черчилля, Тэтчер. Во время моего пребывания в политике у меня были патовые ситуации, когда просто не знаешь, что делать, и наступает отчаяние. И тут открываешь Черчилля и читаешь, как он много лет, брошенный всеми, кормил свиней и читал им свои опусы, как он писал картины, путешествовал по Марокко — и занимался не политикой, просто жил. Читаешь — и становится легче, сразу возникает способ, как решить ситуацию.
Мне нравится научно-популярная литература, я очень люблю книги о путешествиях, а это очень мужское чтиво, например, то же «Путешествие Магеллана». Они дают богатый материал для объяснения жизни в теории, так же как и произведения писателей-философов, использующих литературный язык и образы для передачи более глубоких философских мыслей. К этой категории относятся, на мой взгляд, Камю, Пруст, Сартр. Хотя мужчины все равно этого уже не читают — традиция ушла.
Мужские книжки помогают изучить и самих мужчин. Например, очень популярны Уэльбек и Бегбедер. У одного — бесконечный стеб, у второго — снобский французский стиль «всё о сексе и проблемах мужчины». Я читала их обоих специально, чтобы понять, из чего сделаны мужчины-«интеллектуалы», и потом, встретившись с таким, я знала, как с ним разговаривать, если я хочу от него чего-нибудь добиться.
Результатом моего читательского стажа стало написание собственной книжки «Дао Жизни», где я обобщила все инструменты успеха и лидерства. Хотя книжка получилась унисекс, для женщин я сделала специальную главу: все-таки нам приходится труднее, ведь мы совмещаем больше функций и социальных ролей, чем мужчины. Поэтому я, конечно, использовала и свой собственный жизненный опыт, и то, что «переработала» из прочитанной литературы.
Ведь в конечном счете выбор литературы — это дело вкуса. Потому что женские книги не всегда «сопли», а мужские — не всегда сила. Просто нам надо научиться их правильно читать, чтобы не только получать культуру языка, эрудицию, но и заниматься самообразованием. Невозможно же перемолоть столько человеческого материала за всю жизнь на собственном опыте — наверняка за вас это уже кто-то сделал.
Ирина Хакамада рекомендует
Мужские книги:
1. Мичио Каку «Параллельные миры»
2. Томас Манн «Смерть в Венеции»
3. Произведения Виктора Пелевина
Женские книги:
1. Иосиф Бродский «Набережная неисцелимых»
2. Лев Толстой «Война и мир»
3. Произведения Виктории Токаревой и Людмилы Петрушевской