К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как заработать на любителях изобретать

Фото Артема Голощапова для Forbes Woman
Фото Артема Голощапова для Forbes Woman
Разработчица компьютерных игр Алиса Чумаченко запустила новый бизнес в гараже, а не в сфере IT

Алиса Чумаченко старается знакомиться со всеми завсегдатаями своей мастерской Green Garage в Вильнюсе. Почти сразу после открытия в «гараж» стал приходить пожилой мужчина, что-то проектировал и паял. «Оказалось, что это директор местной достаточно крупной IT-компании», — вспоминает Чумаченко. Он придумывал электропривод для экологичных оконных рам, которые заказал себе из Швеции. Потом клиент неожиданно пропал. «Наверное, поехал продавать прототип производителю окон», — шутя предполагает Чумаченко. Но такой сценарий вполне вероятен.

Хотя Green Garage и ориентирован на изобретателей, проекты которых зачастую связаны с электроникой, у самой Чумаченко нет опыта в хардверной индустрии. Весь ее бизнес-опыт связан с компьютерными играми: сначала разработка игр в IT Territory, а после того как компания стала частью Mail.ru Group, Алиса основала с партнерами Game Insight. «Я люблю новые рынки, когда понятно, что через 3–5 лет что-то будет, — объясняет Чумаченко. — Так было с мобильными платформами для игр. Я до сих пор уверена, что большая часть успеха моей предыдущей компании Game Insight связана с тем, что мы начали все в правильное время делать».

Ожидания Чумаченко от нового проекта, запущенного в августе 2015 года, начинают оправдываться. По ее словам, Green Garage вышел в операционный ноль еще весной. Forbes разбирался, как женщина-предприниматель зарабатывает на том, что учит людей изобретать.

 

Гараж по предоплате

«В мире происходит четвертая технологическая революция. Она связана с падением барьеров на прототипирование», — объясняет Чумаченко. Раньше для создания прототипа какого-нибудь устройства требовались сложная разработка, а затем изготовление пробных моделей на производстве. Стоимость таких прототипов была крайне высока. Что изменилось? Во-первых, сильно упали цены на электронику, а во-вторых, появление доступных 3D-принтеров сделало процесс создания единичных устройств быстрым и относительно недорогим. «Я понимаю, что миру нужно больше изобретателей. А людям, которые хотят стать изобретателями, нужно получить новые знания», — говорит Алиса. Для этого она и открыла Green Garage.

Изобретателей принято называть на английский манер мейкерами, а мастерские — мейкерспейсами. Таких проектов много в США и Европе — уже есть две большие сети TechShop и FabLab. Перед открытием Green Garage Чумаченко совершила турне по западным мейкерспейсам, хотела изучить бизнес-модели. Оказалось, что единого формата не существует, а из существующих ни один ей не понравился. Например, в Лондоне большинство мейкерспейсов представляют собой относительно закрытые клубы для любителей электроники. Обучающей составляющей во многих из них не было.

 

«Тема обучения сияет над нашей историей очень сильно. Все, кто приходит, либо хотят учиться, либо им не хватает знаний для их текущего проекта», — говорит Чумаченко. Для своего мейкерспейса предпринимательница арендовала в центре города здание площадью 250 кв. м со стеклянными стенами: прохожие видят, что происходит внутри. На запуск проекта, аренду, закупку оборудования она потратила около €200 000. Как зарабатывает мейкерспейс? Во-первых, продажей абонементов. Самый дешевый обойдется в €29 в месяц, но для работы на продвинутом оборудовании нужно будет купить абонемент за €79. Для профессиональных мейкеров абонемент стоит уже €199. Во-вторых, зарабатывать удается на обучающих курсах.

Кто является потенциальным клиентом Green Garage? По словам Чумаченко, она решила охватить максимальную аудиторию — от стартаперов до детей. «Сейчас подростки делают Lego Robotics, а через пять лет они будут стартаперами. Дети — это наша стопроцентная аудитория», — объясняет предпринимательница. Правда, оговаривается, что работа с детьми требует специальных методик.

Очередь к станку

Чумаченко сравнивает бизнес-модель мейкерспейсов с фитнес-залами. «Сначала спортивные клубы были ужасные, а сейчас все чистенько и тебя встречает улыбчивый администратор», — говорит предпринимательница. И она хочет сделать мейкерство таким же массовым явлением, как и фитнес. Опробовав бизнес-модель в Вильнюсе, она планирует запустить проекты в Европе, Израиле и России. «Вильнюс — город маленький. И я для себя решила, что если здесь заработает, то и в других городах получится», — объясняет предпринимательница. Сейчас она ищет партнеров.

 

В России первые мейкерспейсы появились несколько лет назад, причем не только в Москве. Семен Тараканов, выпускник пермского политеха, задумал открыть место для hardware-разработчиков в Перми еще в 2013 году. Деньги на проект нашлись в фонде Бортника, энтузиаст получил грант в размере 300 000 рублей. Помещение для мейкерспейса выделила местная администрация, а станки и прочее оборудование удалось собрать по друзьям. «Дополнительных вложений практически не было. Разве что на чай и печенье», — рассказал Тараканов. Правда, без личных жертв не обошлось. «Я отнес туда сумку с личными инструментами, теперь дома нечем чинить технику», — смеется Тараканов.

Большинство посетителей пермского мейкерспейса имеют техническое образование, о мастерской узнают от друзей и знакомых. Тараканов сейчас работает над проектом для сельского хозяйства с командой, которую набрал здесь же. За два месяца он создал и уже продал двух роботов-сеноуборщиков, которые собирают разбросанный коровами корм, во Францию по $10 000. Выглядит робот как танк на гусеницах. Основатели пермского мейкерспейса не думают особо о прибыли. Для них мейкерство в первую очередь способ вложиться в создание сообщества и в развитие страны, поэтому тариф на пользование оборудованием — 3000 рублей в месяц. «Модели монетизации пространства приходится вводить, просто чтобы место продолжало существовать. Если бы этого можно было не делать, я бы отказался от монетизации», — говорит второй основатель Василий Луначев.

На год раньше, чем в Перми, в Москве открылся мейкерспейс «Сталь». «С советских времен есть некий nostalgie — прообраз людей, у которых было радиолюбительское хобби: они создавали модели и конструкторы и наслаждались этим. Эта волна передалась и следующим поколениям, поэтому у мейкерства в России более высокий уровень, чем на Западе», — считает гендиректор мейкерспейса «Сталь» Арсений Уралов. Московский мейкерспейс, разместившийся в одном из павильонов ВДНХ, больше напоминает офис крупной интернет-компании вроде Google или «Яндекса». Самое почетное место в центре занимает огромный 3D-принтер, по словам Уралова, крупнейший в Европе. А мейкеры сидят в лаборатории за стеклянной стеной. Месячный абонемент в «Стали» стоит от 5000 до 15 000 рублей в зависимости от набора услуг, например отдельного стола или личного шкафчика.

По словам Уралова, три года назад, когда мейкерспейс «Сталь» только открывался, ниша была свободна. «У российских изобретателей уже были интересные проекты, а места и денег для их реализации не было, поэтому многие идеи «вымывались» в Европу», — рассказывает бизнесмен. Сколько денег было потрачено на запуск и есть ли у проекта прибыль, он не говорит. Но одним из первых партнеров была Российская венчурная компания (РВК). По задумке Уралова, «Сталь» должна еще быть и акселератором для стартапов. «Я знаю, что многие институты развития могли бы поддерживать таких как мы, но достучаться непросто. Если бы нам просто дали заказ: вот, мол, ребята, в такой-то области сделайте пару изобретений, мы бы взяли и сделали это. У нас с этим очень сложно, все замкнуты. И как разрубить этот гордиев узел, чтобы движение пошло?» — рассуждает предприниматель.

В планах у Чумаченко тоже есть открытие собственного инкубатора. «От Green Garage помощи сейчас ждать не стоит. Но у меня есть несколько знакомых частных инвесторов, которые заинтересованы в хардверных стартапах», — говорит предпринимательница. В дальнейшем она хочет сделать «службу одного окна», когда мейкеры через Green Garage смогут получать доступ к пулу инвесторов. Но стартаперы — лишь верхушка айсберга. Для большинства посетителей мейкерство — это просто хобби, на котором они не собираются зарабатывать. И такие изобретатели-любители есть в разных поколениях. Однажды Чумаченко решила сделать подарок своему сыну — в последний день каникул он мог делать все, что захочет. «Он мог пойти в кинотеатр или играть в приставку. Но он весь день провел в нашей мастерской. Говорит, ему там больше нравится», — вспоминает она.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости