Денежные знаки
Дмитрий Калинин делает бизнес на «лежачих полицейских», «кирпичах» и «зебрах»
Центральные улицы Москвы размечены и оборудованы знаками не хуже проспектов в других европейских столицах. Но в Европе и второстепенные дороги нормально обустроены. В Москве с этим проблема. Что не может не радовать Дмитрия Калинина и его партнеров. Небольшие дороги и парковки — территория их бизнеса.
Частные фирмы были допущены к оформлению улиц в середине 90-х годов, когда отраслевой гигант, предприятие «Дорожные знаки», лишился государственной поддержки. Сейчас бывший монополист контролирует не более 20% рынка. Другие крупнейшие компании, которые устанавливают на дорогах знаки, кладут «лежачих полицейских» и наносят разметку, — «Дорлес», «Ремдорруссервис», «Стройинвестпроект-М» и «Инсор». Фирма Калинина ООО «Импульс-Сервис» в этом списке отсутствует. В ее штате 30 человек, а оборот в 2003 году составил всего 18 млн руб. Да и работает компания лишь полтора года.
Прежде чем открыть свое дело, Калинин с будущими компаньонами трудились в отделе дорожного сервиса крупной компании «Импульс-М». Она с 1991 года строила и ремонтировала в Москве мосты. «Наш отдел не только самоокупался, но и кормил все прожекты компании», — говорит Калинин. Его тон объясним. «Импульс-М» искал громкие и не всегда прибыльные проекты. Таким был ремонт Крымского моста, подорвавший устойчивость компании. Не дожидаясь развала «Импульса-М», Калинин и партнеры его покинули.
В «наследство» предпринимателям, кроме половинки названия, досталась клиентская база — около 200 заказчиков. Договорились, что контрольного пакета в новой фирме не будет ни у кого. Калинин стал гендиректором, трое соучредителей возглавили подразделения фирмы — проектное, производственное, а также по установке знаков и нанесению разметки. По словам Калинина, все три направления приносят примерно равный доход.
Разработка и согласование проектов, в отличие от непосредственного обустройства дорог, — работа не сезонная, а круглогодичная. Сейчас, например, компания проектирует ремонтные работы двух крупных московских путепроводов. Проект такого уровня должен принести 10–20 млн руб. Однако фирма не брезгует и мелочью. Всего за последний год «Импульс-Сервис» выполнил три сотни проектов, включая и те, чья стоимость всего несколько тысяч рублей.
Дорожные знаки компания штампует в своем цеху в подмосковном Одинцове — 100 штук за смену. Светоотражающая пленка импортная, алюминий российский. Стоит знак производства «Импульс-Сервиса» 800 рублей. Но спрос на них ограничен. «Знаки не колбаса, — поясняет Калинин. — Заказчики — строительные фирмы, закончив ремонт объекта, снимают знаки и потом используют их снова».
С разметкой проще. Фирма Калинина берется за заказы, которые крупные конкуренты не рассматривают. Это парковки возле универсамов и частных школ, заправки и тому подобное. И если средняя по Москве цена разметки квадратного метра асфальта краской — 50–150 руб., а более долговечным термопластиком — 400–600 руб., то за разметку своих стоянок коммерческие фирмы охотно платят и втрое больше. Кроме того, ради получения частных заказов, в отличие от муниципальных, не нужно водить особую дружбу с чиновниками.
Калинин считает, что оставаться мелкой рыбешкой среди щук — самая верная стратегия в его бизнесе: «Я говорю своим сотрудникам, что мы не претендуем на весь рынок. Много заказчиков, большие объемы и обороты — все может рухнуть. В том числе из-за сезонности дорожного сервиса». Калинин по образованию строитель мостов, до прихода в бизнес он всю жизнь работал в крупных структурах. Больше не хочет.