К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Бурите глубже


Запасы нефти на планете скоро иссякнут? Вовсе нет. Просто нефтяникам придется добывать сырье в новых, сверхтяжелых условиях

Плохая новость для потребителей нефти: последние пять лет мировой спрос ежегодно рос на 1,5%, в‑то время как добыча прибавляла всего по 0,2%. Как результат мы видим резкий рост цен. Хорошая новость: на этот скачок цен наконец обратили внимание нефтяные компании.

Большинство легкодоступных месторождений — за исключением ближневосточных, западноафриканских и российских — почти истощены. В Северной Америке затраты на добычу одного барреля нефти возросли с $5 в 1999 году до $11, а в Европе — с $11 до $18. Чтобы разведывать новые месторождения, приходится либо иметь дело с диктаторскими режимами, либо искать нефть на дне океана или в песках. И то, и другое стоит больших денег. «Перспективных мест мало, они находятся далеко друг от друга, — говорит Луис Гальярди, нефтяной аналитик из американской фирмы John S. Herold Inc. — Образно говоря, нефтяным компаниям нужно все время бежать вперед — и довольно быстро, — для того чтобы хотя бы остаться на месте».

Но это если за баррель нефти дают $20. С учетом же того, что пятилетние фьючерсные контракты на поставку нефти заключаются сейчас по $34 за баррель, выгода от долгосрочных проектов значительно возрастает. «Нефти по-прежнему много. Другое дело, что сегодня затраты на разработку труднодоступных месторождений вдвое больше, чем десять лет назад, — говорит Джордж Гаспар, аналитик компании Robert W. Baird. — Но высокие цены на нефть — это стимул, который заставит нефтяников заняться поиском новых месторождений». По оценкам министерства энергетики США, объем запасов жидких углеводородов в земной коре эквивалентен 7,6‑трлн баррелей нефти (включая запасы газа и нефтеносных песков). Этого хватит на 170 лет.

Закончили чтение тут

Время вкладывать деньги

До того как цены на нефть пошли вверх, крупнейшие международные компании, так называемая «Большая пятерка», тратили на разведку и добычу $47 млрд в год — и получали все меньше отдачи с каждого доллара. Теперь ситуация меняется. По прогнозам John S. Herold, нефтяная отрасль заработает в этом году $137 млрд чистой прибыли (5 лет назад этот показатель составлял $46 млрд). Это означает, что нефтяные компании в течение ближайших двух лет смогут без особого усилия позволить себе капиталовложения в размере $180 млрд в год.

Из всех пяти компаний агрессивнее других ведет себя ChevronTexaco, которой нужно срочно улучшать свои показатели. По данным Simmons & Co., средний уровень рентабельности используемых компанией капиталовложений составил за последние пять лет всего 13% — против 17% у лидера «пятерки» ExxonMobil. ChevronTexaco отстает от конкурентов и по объемам запасов нефти (см. таблицу на стр. 43). И это притом, что вот уже 5 лет компания опережает их по числу пробуренных разведывательных скважин. Заместитель гендиректора ChevronTexaco Питер Робертсон клянется, что к 2008 году объемы ежедневной добычи значительно вырастут и все расходы на геологоразведку начнут окупаться. «Если я не добьюсь поставленных целей, — говорит Робертсон, — меня попросту уволят».

Все, что может, ChevronTexaco инвестирует в дорогостоящие проекты. В ближайшие десять лет объем затрат составит порядка $50 млрд. Во что компания собирается вкладывать деньги?

— В бурение глубоководных скважин — к 2010 году 10% всей нефти в мире будет добываться со дна океана;

— в страны бывшего СССР;

— в освоение месторождений тяжелой нефти в Венесуэле и нефтеносных песков в Канаде;

— в добычу и транспортировку газа.

Подводный мир

В ноябре прошлого года ChevronTexaco пробурила в районе морской впадины Аламинос, что в Мексиканском заливе, самую глубокую скважину в мире. Впервые в истории бур был погружен в воду на глубину более чем 3‑км. После того как он достиг морского дна, буровая установка корабля Discoverer Deep Sea углубилась в земную кору еще на 6,5 км. Проект обошелся компании в $50 млн. Во время таких сложных работ корабль должен сохранять полную неподвижность — это достигается за счет шести винтов с лопастями в 4,5 м, поворачивающимися на 360 градусов. Сориентированные в толще воды при помощи спутниковой системы позиционирования и звуковых маячков, установленных на дне, винты могут удерживать корабль в заданной точке даже при скорости ветра в 155 км/ч. Работу винтов и бурового оборудования обеспечивают корабельные генераторы, вырабатывающие 37 мегаватт энергии — этого хватит для жизнеобеспечения города с населением 35‑000 человек. При работе на таких глубинах ключевым элементом бурового оборудования становится предохранитель от взрывов нефтяных скважин, который весит до 300 т. Предохранитель закрывает скважину, удерживая в недрах земли нефть, которая находится под сверхвысоким давлением (1 т на кв. см).

Предполагалось, что подводный пласт, получивший имя Толедо, содержит не менее 200 млн баррелей нефти. Однако скважина на поверку оказалась сухой.

Более удачным был другой глубоководный проект ChevronTexaco — скважина Таити, пробуренная совместно с EnCana и Shell в 2000 году в районе морской впадины Грин-Каньон в Мексиканском заливе, в 160 км от побережья США. Запасы нефти на Таити оцениваются в 500 млн баррелей. Начало разработки месторождения намечено на 2007 год. В прошлом году ChevronTexaco пробурила еще одну скважину под водой — Тонга. Глубина в месте бурения составила «всего» 1,5 км, но затем бур углубился в земную кору на рекордные 9,5 км. Как и в случае с Таити, в ходе бурения пришлось пробиваться сквозь слой осадочных  пород толщиной 3,3 км.

Сейчас самым глубоководным из действующих нефтяных месторождений является На Кика — совместный проект Royal Dutch/Shell и BP. Нефть добывается здесь с глубины 2,1 км с плавучей платформы. При попытке проникнуть глубже — как и в случае со злосчастным Толедо — возникает серьезная проблема. «Мы знаем, как бурить сверхглубокие скважины под водой, но мы еще не умеем добывать нефть с таких глубин», — говорит глава подразделения геологоразведки компании North American Раймонд Уилкокс. «Не беспокойтесь, — парирует его коллега из ChevronTexaco Джордж Киркленд. — Если мы обнаружим на глубине 3 км месторождение мощностью 1 млрд баррелей, то в кратчайшие сроки ликвидируем технологический разрыв, мешающий его разработке».

Иного рода проблемы возникают у берегов Ньюфаундленда, в самом сердце «долины айсбергов». ChevronTexaco надеется найти в этом районе месторождение мощностью не менее 500 млн баррелей. В случае успеха компания намеревается построить здесь платформу наподобие работающей неподалеку Hibernia, которая принадлежит ExxonMobil (ChevronTexaco в этом проекте имеет долю 27%). При массе 1,2 млн тонн эта платформа может выдержать столкновение с айсбергом весом в 1 млн тонн.

Настоящий ажиотаж царит сейчас у берегов Нигерии, Анголы и Экваториальной Гвинеи. ChevronTexaco намерена в ближайшие три года вложить $3,4 млрд в разработку у берегов Западной Африки подводных месторождений совокупной мощностью более 1 млрд баррелей. Одно из них — Агбами, запасы которого оцениваются в 800 млн баррелей, находится на глубине 1,5 км. ChevronTexaco принадлежит самая большая доля в этом проекте, и компания надеется, что объем ежедневной добычи достигнет 250 000 баррелей вскоре после начала эксплуатации месторождения, намеченного на 2007 год.

 

Back in the USSR

Россия и бывшие республики СССР производят 13% всей мировой нефти, добывая ежедневно 9 млн баррелей, — по этому показателю их опережает только Саудовская Аравия. Подтвержденные запасы нефти здесь составляют 77 млрд баррелей, и большинство месторождений остаются неразработанными.

Конечно, один из самых серьезных сдерживающих факторов — политические риски. Однако потенциальная прибыль настолько велика, что в Россию стремятся многие западные компании. BP в прошлом году подписала $6-миллиардное соглашение с ТНК, ConocoPhillips достигла соглашения о‑покупке 8-процентного пакета акций ЛУКОЙЛа, а ChevronTexaco, у которой отличные позиции в Казахстане, на российском рынке пока не везет. В‑прошлом году компания намеревалась, по слухам, приобрести 25-процентный пакет акций компании ЮКОС за $4 млрд, но‑после ареста Ходорковского председатель совета директоров и генеральный директор ChevronTexaco Дэвид О’Рейли к сделке охладел. Эта неудача усугубила для компании и без того неутешительные итоги года — несколькими месяцами раньше Москва аннулировала право ChevronTexaco на участие в разработке богатого нефтью проекта «Сахалин-3».

Однако О’Рейли не сдается. Уроженец Дублина, начинавший свою карьеру в Chevron 36 лет назад простым инженером, он давно научился терпению. «Россия — один из тех рынков, на которых мы хотели бы присутствовать», — говорит он. В начале июля О’Рейли побывал с визитом в Москве, где обсуждал с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко возможность серьезных инвестиций в российскую экономику. «В‑долгосрочной перспективе российский рынок очень привлекателен, но меня пугает «дело ЮКОСа», — говорит Джордж Киркленд, глава подразделения ChevronTexaco, отвечающего за разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений за рубежом. Предложенное недавно объединение «Газпрома» и «Роснефти», в результате которого должна возникнуть крупнейшая в мире энергетическая компания, также привлечет внимание западных инвесторов. (Chevron недавно объявила о подписании договора с «Газпромом», которым предусмотрено ее участие в разработке газовых месторождений и в проектах, связанных с экспортом газа.)

Много дел у Chevron и по соседству. Тенгизское месторождение в Казахстане содержит от 6 млрд до 9 млрд баррелей извлекаемой нефти. Чтобы заполучить эти запасы, Chevron пришлось долго играть в политический футбол: сначала, в конце 1980-х, с советскими властями, а после падения СССР — с Назарбаевым. Наконец, в 1993 году договор с правительством Казахстана был подписан, и с тех пор компания, ставшая владельцем 50% акций СП TengizChevroil, вложила с партнерами в развитие инфраструктуры и в бурение скважин более $10 млрд.

Когда Chevron начинала работать в Казахстане, расходы на транспортировку сырой нефти составляли $6 за баррель, а сама нефть поставлялась в железнодорожных цистернах. Сейчас, когда объем ежедневной добычи достиг 250 000 баррелей, транспортировка нефти обходится в $3‑за баррель — в Новороссийский порт нефть доставляется по трубопроводу КТК.

В Казахстане Chevron приходится решать и‑другие проблемы. Нефть, добываемая на Тенгизе, насыщена соединениями серы, вызывающими коррозию, поэтому перед закачкой в нефтепровод ее необходимо частично очищать. Полученная в ходе очистки сера складируется близ города Атырау — восьмиметровыми холмами. Здесь же, в Атырау, в скважины ежедневно закачивается 6,7 млн кубометров газа, который увеличивает давление и тем самым способствует выходу нефти на поверхность. Благодаря этой технологии к 2008 году объем добычи нефти на Тенгизском месторождении достигнет 800 000 баррелей в день (доля ChevronTexaco составит 350 000 баррелей в день) — это 1% общемировой потребности в нефти.

Как не увязнуть в песке

Высокие цены сделали также перспективными разработку нефтеносных песков и добычу тяжелой нефти. Пробные разработки ChevronTexaco намерена осуществить в Канаде и Венесуэле, где запасы «нестандартной» нефти, по мнению специалистов компании, составляют более 2 трлн баррелей.

В Канаде ведутся самые крупные в мире разработки нефтеносных песков — тяжелых почв, насыщенных битумом. ChevronTexaco принадлежат 20% в шахте Атабаска — проекте, тянущем на $4 млрд и реализуемом компанией Shell. Ежедневно эта шахта дает 134‑000 баррелей нефти. В огромном песчаном карьере гигантские экскаваторы 100-тонными ковшами грузят песок в мощные самосвалы. Извлечение битума из песка и глины и его последующая переработка в нефть путем расщепления длинных молекул углеводородов на более мелкие — дорогостоящий и энергоемкий процесс. Баррель такой синтетической нефти обходится не дешевле $10. Для сравнения: себестоимость барреля ближневосточной нефти — $3.

Добыча и переработка тяжелой нефти также сопряжены с технологическими трудностями. ChevronTexaco принадлежат 30% в проекте по разработке месторождения тяжелой нефти Хамака в Венесуэле. Запасы здешней нефтяной провинции оцениваются в 30 млрд баррелей. Тяжелая нефть представляет собой взбитый в пену мусс, который выкачивают из скважины, но, прежде чем отправить потребителям, смешивают с обычной нефтью. Себестоимость одного барреля здесь — $13. К сегодняшнему дню ChevronTexaco и ее партнеры инвестировали в Хамаку более $3,8 млрд. Понятно, что окупаться проект будет очень долго.

Давить на газ

По мере истощения легкодоступных запасов сырья нефтяники все чаще обращают свои взоры на природный газ. В совокупном объеме углеводородов, добываемых BP и ExxonMobil, на долю метана приходится уже 45%, и, возможно, в ближайшие десять лет эти компании будут добывать больше газа, чем нефти. ChevronTexaco и тут пока в отстающих — в общем объеме производимой компанией продукции на долю природного газа приходится лишь 27%.

Впрочем, этому есть объяснение: дело в том, что газ очень трудно транспортировать через океан. Требуются танкеры, способные перевозить сжиженный газ. Да и где найти такой портовый город, жители которого не взбунтовались бы при виде этих гигантских судов?

В США на долю сжиженного газа сейчас приходится всего 2% поставок. Лишь четыре американских порта оснащены терминалами для приема и хранения сжиженного газа. Протесты общественности против газовых факелов, горящих над морскими гаванями, привели к тому, что пришлось свернуть строительство шести из двадцати с лишним газовых терминалов, которые планировалось ввести в эксплуатацию в США. Меж тем импорт газа будет только расти. «Нам нужно добиться разрешения на строительство терминалов для сжиженного газа», — говорит Дэвид О’Рейли.

Но как ChevronTexaco собирается перехитрить население? Очень просто. Компания намерена строить газовый терминал прямо в Мексиканском заливе, в 65 км к югу от побережья Луизианы. Chevron получила «добро» на строительство терминала стоимостью $600 млн. Сжиженный газ будет здесь переливаться в гигантские резервуары. А от резервуаров до американского побережья протянут трубопровод, по которому на материк ежедневно будет поступать 45 млн кубометров газа.

ChevronTexaco добывает сейчас 120 млн кубометров газа в день. К северо-западу от Австралии, например, находится месторождение Горгона, в котором компании принадлежит контрольный пакет. Предполагаемые запасы газа здесь — 308 млрд кубометров. В течение ближайшие 10 лет ChevronTexaco планирует вложить в разработку Горгоны и соседних месторождений $11 млрд.

«Всего пять лет назад никому и в голову не пришло бы налаживать поставки сжиженного газа, добытого на Горгоне, в Северную Америку», — говорит Джон Гасс, президент международного газодобывающего подразделения ChevronTexaco. Теперь сам же Гасс такие проекты и разрабатывает.

Абсурдно утверждать, что миру не хватает энергоресурсов. Миру не хватает дешевых энергоресурсов. А дорогостоящих — хоть отбавляй.

На дне

  • Трехкилометровый трубопровод с буром собирается прямо на палубе современного судна, а затем погружается в воду. Якорь не требуется: корабль сохраняет полную неподвижность за счет работы шести мощных винтов, поворачивающихся на 360 градусов, направление их движения задается при помощи спутниковой системы позиционирования и звуковых маячков, установленных на дне
  • Труба предохраняет буровое оборудование, которое приводят в действие механизмы, установленные на судне
  • На дне подводные автоматы устанавливают 300-тонный предохранитель от взрыва; он закрывает скважину, удерживая в недрах нефть
  • Чтобы определить размер месторождения, пробные шахты бурят в нескольких направлениях на разную глубину

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+