«След ЮКОСа» в биографии компании может привести к ее банкротству
Переделом собственности через банкротство в России никого не удивишь, но распускать для этой цели слухи о связи компании-жертвы с компанией заведомо опальной до недавнего времени никому не приходило в голову. Теперь, как полагает председатель совета директоров речного пароходства «Волготанкер» Александр Александрович, прецедент создан. Именно слухами о‑том, что 76% акций «Волготанкера» принадлежат совладельцу ЮКОСа Михаилу Брудно, объясняется, по‑мнению Александровича, упорство налоговиков Самарской области (где зарегистрировано пароходство), которые уже три месяца требуют от компании доплатить $25 млн налогов за 2001 год.
«Никакого Брудно, никаких людей, связанных с ЮКОСом, у нас в акционерах нет, — заявил Forbes Александрович. — Это дезинформация, которую распространяют люди, заинтересованные связать Волготанкер» с ЮКОСом ради передела собственности». В 1999 году акционеры ЮКОСа официально контролировали пароходство, но затем было объявлено, что компания продана ее менеджерам.
Так или иначе, но претензия налоговиками предъявлена, и дальнейшие события могут развиваться только по двум сценариям, условно говоря, «жесткому» и «мягкому». Первый — «Волготанкеру» по аналогии с ЮКОСом предъявят многомиллионные налоговые требования. Тогда неминуемы арест имущества и продажа компании на торгах. Второй — продолжение прессинга со стороны налоговиков по уже предъявленному требованию, что просто сбивает цену компании.
«Волготанкер» отчасти готов к обоим сценариям. Летом пароходство разместило кредитные ноты (CLN) на $120‑млн. Если компанию начнут банкротить, крупная кредиторская задолженность, по замыслу топ-менеджеров, позволит им рассчитывать на получение хотя бы части имущества. На случай мягкого сценария в декабре 2004 года был нанят Deutsche Bank, который сейчас ищет покупателя на 76% акций «Волготанкера».
Из потенциальных претендентов, по информации Forbes, уже выстроилась настоящая очередь. Имена — самые разные (см. справку). Объединяет их одно: все прекрасно понимают, что «Волготанкер», крупнейшее в Европе речное пароходство, — не настоящий банкрот. Компания располагает флотом из 200 танкеров и 100 нефтеналивных барж, обеспечивая 60% речных перевозок нефти и нефтепродуктов по Волге, на которой стоят 12‑из 28 российских нефтеперерабатывающих заводов. Годовая выручка компании превышает $175 млн при минимальной прибыли, но нужно отметить, что это — по российской отчетности. По‑оценкам независимых аналитиков, операционная рентабельность бизнеса такой компании, как «Волготанкер», вполне может достигать 30%.