К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Стратегия малых дел


    Гедрюс Пукас рассчитывает получать большой доход, инвестируя в небольшие компании

    Управляющий фондом прямых инвестиций УК «Тройка Диалог» Гедрюс Пукас — сама прибалтийская размеренность. «Нам не хочется надувать большие щеки и заявлять, что мы лучшие или что-то в этом роде, — рассуждает он в интервью Forbes. — Лучше делать умеренные вещи». Похоже, эта осторожная тактика на бешеном российском рынке работает: осенью прошлого года в «Тройке» заявляли о намерении привлечь в виде прямых инвестиций не более $100 млн до 2007 года. Сегодня же Пукас обещает собрать в фонд под своим управлением минимум $150 млн и довести его размер до $500 млн к 2007–2008 годам.

    Выполнить это обещание будет непросто. Конкуренция среди фондов прямых инвестиций сегодня велика как никогда: хороших проектов, в которые можно было бы вложить деньги, немного, и порой за них приходится бороться. Чтобы уйти от прямой конкуренции, Пукас, в отличие от коллег — фондов Baring Vostok Capital Partners, «Альфа Капитал Партнерс» или Russia Partners, — ищет небольшие компании, требующее $10–15 млн за пакет акций от 25% до 49%. Для сравнения: «Альфа-Капитал», где Пукас работал до прихода в «Тройку» с сентября 2004 года, рассматривает проекты до $50 млн.

    Но менее крупные инвестиции не значит менее доходные: Пукас намерен зарабатывать для вкладчиков фонда минимум 35% годовых. Фонд рассчитан на очень узкую группу из 12–15 человек, каждый из которых инвестирует от $5‑млн. Плата за управление деньгами инвесторов составляет 2,25–2,5% от размера активов.

     

    Среди вкладчиков не так много инсайдеров из «Тройки» — основной капитал привлечен со стороны, от российских и зарубежных частных инвесторов. Пукас опровергает стереотипное представление о том, что российские бизнесмены не хотят вкладываться в собственную экономику и предпочитают держать деньги за ее пределами, — наоборот, говорит он, им легче принимать решение об инвестициях в российские проекты, так как местные условия досконально известны. Впрочем, из заявленных $150 млн собраны еще далеко не все, и не факт, что в итоге доля российских денег в капитале фонда окажется решающей. Да и собрать деньги — полдела, нужно еще их удачно вложить.

    Всего Гедрюс Пукас рассчитывает профинансировать около 15 компаний. «Это оптимальное количество, которым можно управлять», — рассуждает он. Пока под управлением лишь два проекта — 40% акций розничной сети «Арбат Престиж» и 45% долей в московской фирме «Формат», производителе стройматериалов и упаковки.

     

    «Арбат Престиж» достался фонду от «Тройки» — она приобрела акции крупнейшего в России продавца косметики и парфюмерии в феврале 2004 года, еще до того, как начал формироваться фонд. А вот «Формат» — уже самостоятельное приобретение. На него вышли через знакомых: акционеры компании и партнеры «Тройки» хорошо знали друг друга по совместным проектам. Основная специализации «Формата» — пенопластовые отделочные материалы: потолочные плиты, плинтусы и т.п., компания контролирует 60% российского производства. Но фонд интересует в первую очередь другое направление бизнеса компании — пенопластовая упаковка для телевизоров, компьютеров, мебели и других потребительских товаров. По расчетам аналитиков «Тройки Диалог», рынок такой упаковки будет расти на 50–60% в год, а объем его в 2006 году достигнет $1 млрд — имеет смысл поставить деньги на кон.

    Чтобы поспеть за этим ростом, фонд Пукаса инвестирует в «Формат» $22 млн в ближайшие два года, что немало для бизнеса с оборотом $10 млн. Естественно, инвесторы хотят, чтобы деньги расходовались с максимальной отдачей. По словам гендиректора «Формата» Виктора Рябенко, для того чтобы соответствовать требованиям фонда, ему пришлось уволить 90% топ-менеджеров, не соответствующих новым корпоративным стандартам.

    Впрочем, Гедрюс Пукас ищет объекты для инвестиций не только в тех отраслях, где прогнозируется стремительный подъем производства. Он пытается найти компании с уникальной стратегией и на высококонкурентных, хорошо развитых рынках. Один из них — индустрия фаст-фуда в Москве. По мнению Гедрюса, здесь есть несколько интересных компаний, которые могут «выстрелить» в ближайшие пару лет, если им доработать стратегию и вложить в них достаточно денег. С одной из них, сетью московских кафе «полезной» еды «Прайм», фонд Пукаса вел активные переговоры до конца февраля. Но сделка сорвалась — «Прайм» согласился на более выгодное предложение от другого инвестора.

     

    В целом сеть «Прайм», созданная три года назад, подходила для фонда — Пукас как раз ориентируется на достаточно молодые компании, успевшие обкатать свою стратегию и жаждущие инвестиций. «Когда компания уже проработала три-четыре года, сделала все основные ошибки и каким-то образом выжила, она готова привлекать стороннее финансирование, чтобы обойти конкурентов или расти ускоренными темпами», — поясняет управляющий фондом.

    Что ждет компанию, чьи акции купил фонд? Гедрюс Пукас, как и полагается инвестиционному банкиру, ключевые слова формулирует по-английски: его задача «сделать bankable company» и продать ее стратегическому инвестору или более крупному фонду через 2–3 года. Именно в этот период, по мнению Пукаса, эффект от инвестиций максимальный: «Деньги в таких компаниях растут очень быстро».

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+