К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Бегство или экспансия?


Пора изменить отношение к вывозу капитала российскими компаниями

Увлекшись спорами о том, куда идет Россия, мы не заметили одной перемены: наша страна впервые в своей истории стала крупным экспортером частного капитала. На уровне общеполитической дискуссии зачастую не делают различия между экспортом капитала как целенаправленными вложениями российских компаний за рубежом и бегством капитала как способом увести его от политических или иных рисков. Пугающие величины оттока средств, которые фигурируют в отчетах инвестиционных агентств, при ближайшем рассмотрении нередко оказываются не столь масштабными, как представляется на первый взгляд.

Вообще российский вывоз капитала — это специфическое явление, отражающее не столько макроэкономические и политические риски, как принято в теории, сколько корпоративную и индивидуальную стратегии размещения активов. Крупные социалистические предприятия, превращаясь в частные фирмы, начали позиционировать себя глобально. Установить прямую связь между оттоком капитала и внутриполитической конъюнктурой сложно. Так, в 2004 году вывоз действительно заметно вырос (по данным Банка России, сальдо составило $8 млрд), но связано это, на мой взгляд, прежде всего не с «делом ЮКОСа», а с беспрецедентным скачком цен на все сырьевые товары и появлением в России избытка средств, которые некуда вложить на родине.

Сколько-нибудь достоверная статистика вывоза капитала ведется только с середины 1990-х. Объемы средств, покинувших страну в 1991–1993 годах, вообще не зафиксированы. С начала 1997-го по август 1998-го размер средств, нелегально вывозимых по частным каналам, был близок к суммам, которые российское государство заимствовало на рынке у МВФ, Всемирного банка, размещая евробонды и выпуская ГКО (то есть порядка $20 млрд). Перемены в законодательстве после дефолта облегчили вывоз капитала за рубеж. На фоне благоприятной сырьевой конъюнктуры и положительного платежного баланса даже Минфин заинтересован в экспорте лишних капиталов (и сам выкупает долг): серьезное укрепление рубля не отвечает интересам ни граждан, хранящих сбережения в долларах, ни экспортеров.

 

Ежегодно из России вывозится порядка $15–20 млрд, она крупнейший экспортер капиталов в бывшей зоне советского влияния — Центральной и Восточной Европе и СНГ (по $3–5 млрд в год, по данным ЮНКТАД, Конференции ООН по торговле и развитию). Анализ действий крупных российских компаний свидетельствует о наличии у них продуманной стратегии превращения в транснациональные корпорации. Если нефтеперерабатывающие заводы бывшего соцлагеря сооружались для поставок нефти из СССР, то, скупая ныне эти объекты, частные компании воссоздают цепочки сбыта, гарантируя, что предприятия не будут перепрофилированы на сырье иного происхождения.

Экспансия российского капитала в Европе напоминает модель, по которой, например, американские компании вкладывали огромные средства в Ирландии перед ее вступлением в ЕС. Использовав исторические преимущества на ирландском рынке, они обеспечили себе солидное присутствие на рынке общеевропейском. Российский бизнес действует в соответствии с логикой, которой руководствовались компании многих стран, находившихся на такой же ступени развития. Добывающие арабские монархии много инвестировали за границей в эпоху высоких цен на нефть после 1975 года, а Япония в 1980-е — в период сильной иены, причем масштабы их вложений были на порядки выше.

 

Правда, к российским инвесторам часто относятся пристрастно. На востоке Европы ощущается повышенная потребность в капиталовложениях, но есть силы, которые чуть ли не за каждой инвестицией из России видят заговор Кремля. При всех сложностях отношений отечественных бизнеса и власти это весьма далеко от истины, хотя расширение присутствия капитала в мире, без сомнения, выгодно российской экономике. В развитых странах, куда в начале 1990-х хлынул поток российских средств, выводимых из государственных и частных предприятий в условиях тяжелейшего кризиса, это мало кого смущало. Недовольство же возникло, как только российские компании научились легально инвестировать, укрепляя свои позиции на рынке и создавая конкуренцию соперникам.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+