К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Набор цифр


Гиганты электроники упустили лидерство на рынке цифровых аудиоплееров. Теперь важно не проспать бум портативного видео

В нынешнем году в мире будет продано 70 млн mp3-плееров. Такое устройство есть теперь у американского президента и у британской королевы. Самые емкие из плееров даже при небольших габаритах позволяют хранить свыше 1000 музыкальных альбомов. Эпоха mp3 в самом расцвете… И на фоне нынешнего бума удивительным выглядит начало этой эпохи. Пять лет назад такие гиганты, как Samsung и Sony, безропотно отдали многомиллиардный рынок на откуп мелким производителям и компьютерным компаниям.

Для начала поясним, что mp3 — это стандарт сжатия аудиоданных, позволяющий уменьшить их объем за счет некоторой потери качества. Он вошел в моду вместе с распространением интернета: в формате mp3 легче и дешевле передавать музыку. Естественно, большинство кочующих по Сети музыкальных записей были пиратскими, слушать их можно было через динамики компьютера с помощью специальных программ. И это продолжалось до тех пор, пока в 1998 году южнокорейские инженеры не предложили способ «оторвать» mp3-музыку от компьютера. Они создали небольшое устройство размером с пачку сигарет, которое стоило примерно $200. С помощью компьютера в память этого устройства можно было записать несколько десятков песен и потом слушать их, пока не сядут батарейки.

Через считаные месяцы подобные плееры выпускали уже десятки компаний. В основном небольшие фирмы, так как лидеры индустрии не пожелали заниматься технологией, которая во всем мире ассоциировалась с пиратами. «Это дало возможность многим маленьким компаниям вырасти и окрепнуть», — рассказывает Петр Михеев, гендиректор фирмы Alion, одного из российских дистрибьюторов mp3-плееров.

 

Типичный пример такой окрепшей компании — корейская ReignCom. Она появилась на свет в 1999 году, и в ее штате тогда было всего 9 человек. Сейчас ее плееры iRiver входят в пятерку самых продаваемых в мире, а оборот компании по итогам прошлого года составил $360 млн. В 2004 году эта фирма вышла на корейскую биржу Kosdaq под лозунгом «Sorry, Sony».

На рынок также пришли производители компьютерного «железа». В 2001-м компания Apple Computer выпустила iPod — mp3-плеер с миниатюрным жестким диском внутри. На таком диске в отличие от карточек флеш-памяти одновременно умещаются не сотни, а тысячи записей. iPod быстро стал самым популярным цифровым аудиоплеером на планете — в мире продано уже больше 15 млн этих устройств. Новую технологию принялись осваивать и другие игроки рынка ПК — Hewlett-Packard, Dell, разработчик компьютерного аудио фирма Creative, производители флеш-карточек SanDisk и Transcend.

 

И все же главной фабрикой mp3-плееров оставалась Южная Корея, что неудивительно: страна занимает первое место в мире по распространенности быстрого интернета (этой услугой пользуются больше 70% населения). Всего в этой сфере занято около 3000 корейских компаний. На волне интереса к mp3 поднялось и множество китайских фирм. Даже в России появились компании, производящие цифровые плееры.

А что же лидеры аудио- и видеорынка? За несколько лет мир привык к существованию mp3-плееров, а звукозаписывающие компании, как выяснилось, обрушили свой гнев не на тех, кто продает устройства для прослушивания пиратской музыки, а на тех, кто эту музыку распространяет, — например, на сети обмена аудиофайлами в интернете. И в 2003–2004 годах Sony, Samsung и Panasonic решили наверстать упущенное. Несмотря на опоздание, они довольно быстро отхватили свою долю рынка — в мире существует всего несколько крупных производителей флеш-памяти и миниатюрных жестких дисков и им удобнее работать с крупными заказчиками. Другое дело, что само существование индустрии mp3-плееров теперь под вопросом.

В мае нынешнего года давний оппонент Apple основатель Microsoft Билл Гейтс заявил, что время mp3-плееров проходит. Ведь многие модели мобильников уже могут работать как плееры, а после того как на рынке появятся телефоны со встроенными жесткими дисками, носить с собой несколько карманных устройств и вовсе не потребуется.

 

Продавцы плееров, конечно же, считают иначе. Они утверждают, что у специализированной техники качество звука выше, а энергопотребление меньше. «К тому же mp3-плеер — уже не просто аудиоустройство, а модный аксессуар. Их даже стали подбирать под цвет одежды», — говорит Дмитрий Бергельсон, гендиректор фирмы IRR, представляющей в России марку iRiver.

Как это и принято на рынке аксессуаров, производители конкурируют прежде всего в дизайне — по набору функций сегодняшние mp3-плееры достаточно схожи. Большинство моделей умеют записывать музыку «на лету», в том числе и со встроенного микрофона или FM-приемника, могут работать как будильник. Современные плееры можно использовать как накопитель информации — любой, не только музыкальной.

В нынешнем году mp3-плееры научились демонстрировать текст песни (эта функция получила название Lyric), появились даже модели с караоке. Одновременно те же функции осваивают и мобильные телефоны.

Несколько компаний пытались оснастить плееры беспроводной связью, чтобы их можно было слушать с помощью телефонных гарнитур Bluetooth. Пока получается не очень: слишком быстро расходуются батарейки. Идея научить плееры обмениваться музыкой непосредственно друг с другом, без посредничества компьютера, оказалась продуктивнее — стандарт называется USB OTG (от on the go, «на ходу»).

Дальше — больше. Aiwa, Samsung, Pioneer и некоторые другие экспериментируют с созданием универсальных устройств. Выглядеть это будет так. Человек дома слушает музыку на музыкальном центре, потом вынимает из него крохотный центральный модуль. Его можно использовать как наручный или карманный плеер, например в фитнес-центре. А по дороге этот блок можно поместить в приборную панель автомобиля.

 

Другое направление развития: добавить к звуку изображение. Уже появляются плееры с небольшими (2–3 см) цветными экранами, на которых можно (правда, сильно напрягая зрение) посмотреть видеоклип. А вот если сделать экран хотя бы 10-сантиметровым, то, потеряв в компактности, можно улучшить качество изображения. Считается, что именно такие устройства (их называют Portable Media Player или Portable Media Center) станут главным хитом портативной электроники ближайших лет. Конкуренция со стороны телефонов им не грозит: это другая рыночная ниша, устройства для просмотра фильмов не могут быть слишком маленькими.

На этом новом витке развития технологий гиганты индустрии уже не намерены давать фору безымянным конкурентам из Кореи и Китая. Избежать обвинений в потворстве пиратам поможет появившаяся на рынке технология Digital Rights Management — специальные цифровые лицензии позволяют проигрывать фильм только на конкретном экземпляре плеера или только оговоренное число раз. И не беда, что DRM уже взломали хакеры. Юридические формальности соблюдены — защита имеется, а хакеров пусть ловит правообладатель.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости