03.01.2006 00:00

Повороты

Метро против монорельса

В октябре мы писали, что на строительство первой линии московской монорельсовой дороги длиной 4,7 км было потрачено около $230 млн из бюджета Москвы. При этом за год эксплуатации услугами монорельса воспользовались всего лишь 120 000 пассажиров. Оправдан ли этот эксперимент или указанную сумму можно было потратить с большей для столичного транспортного комплекса пользой?

«В метро уже начались пробки. Если положение не будет изменено, то уже через 5 лет начнется коллапс», — заявил начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев в конце ноября, выступая на заседании временной комиссии Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по вопросам выполнения столичных функций. По данным Гаева, в настоящее время протяженность линий Московского метрополитена на 80 км меньше, чем того требуют нормативы, а четыре из одиннадцати линий работают с 30-процентной перегрузкой. В Москве метро перевозит 56% от общего объема городских пассажиров, в Лондоне и Париже — от 20% до 25%. При этом в Москве один километр трассы метро приходится на 35 000 жителей, в то время как в Лондоне — на 10 000, в Париже — на 6000. Средств, выделяемых на развитие метрополитена из городского и федерального бюджетов, для решения этой проблемы недостаточно.

Атомная рокировка

При высоких ценах на углеводородное топливо «мирный атом» позволяет заработать миллиарды долларов — об этом писал Forbes в ноябре («Обедненный уран»). Обеспечив рост производства электроэнергии на‑атомных станциях, можно высвободить для экспорта миллионы кубометров газа. А разработка новых технологий для АЭС обеспечивает гигантские контракты на строительство станций за рубежом и снабжение их топливом. Но Россия упускает эту возможность — атомную отрасль губят «непрофильные» интересы чиновников, завышенная капиталоемкость нового строительства, отсутствие координации в деятельности предприятий. Глава Федерального агентства по атомной энергии Александр Румянцев на вопросы Forbes флегматично отвечал: «Сейчас мы этим занимаемся».

В середине ноября Александр Румянцев был освобожден от занимаемой должности. Новым главой Росатома был назначен бывший полномочный представитель президента в Приволжском ФО Сергей Кириенко. Первая инициатива Кириенко в новой должности — предложение снять ограничения на приход частного капитала в атомную энергетику.

Пошел на повышение

Декабрьский Forbes писал об успехах Тюменской области. До 2000 года большая часть денег от экспорта нефти и газа оседала в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, формально входящих в состав области. До областного бюджета доходило только 5% доходов, получаемых за счет эксплуатации нефтяных и газовых месторождений региона. Но затем положение изменилось: национальные округа не только согласились инвестировать масштабные областные проекты вроде строительства и реконструкции дорог или строительства жилья для переселенцев с севера, но даже выкупили на юге области несколько предприятий, которые тяжелым грузом лежали на администрации области. Заслугу в «замирении» регионов приписывали Сергею Собянину, ставшему в 2000 году губернатором Тюменской области. Когда журнал уже печатался, Сергей Собянин был назначен руководителем Администрации президента РФ.

Новости партнеров