К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Маневры на скорости


Принципиально новое электронное устройство теперь можно придумать и вывести на рынок всего за несколько месяцев. Но чем быстрее работают изобретатели, тем больше они допускают ошибок

Десять лет назад компания Dell потратила более 18 месяцев на разработку ноутбуков серии Latitude C. В каталогах Dell эти модели задержались ровно на те же 18‑месяцев. В прошлом году Dell презентовала ноутбук Inspiron 700M. На его создание ушло девять месяцев.

Nokia в 1998 году вывела на рынок мобильные телефоны серии 5100. За пять следующих лет компания продала десятки миллионов этих мобильников, меняя лишь цвет аппаратов. Прошлой осенью состоялся дебют линейки fashion-телефонов Nokia. Компания намеревается продавать эти телефоны лишь в течение года.

Apple Computer выпустила в продажу iPod в октябре 2001 года. За следующие два года было выпущено еще шесть новых моделей. А в 2005 году Apple успела представить уже восемь новых iPod.

 

Планируемые производителями сроки устаревания товаров не выдерживают натиска закона Мура. Сегодня потребители хотят, чтобы постоянному и быстрому усовершенствованию подвергались практически все электронные приборы. Но безумный темп инноваций — нужно непременно успеть создать что-то новое к очередному предпраздничному ажиотажу в магазинах — заставляет производителя крутиться как белка в колесе и ставит его практически в невозможные условия. «Обычный мобильный по-прежнему состоит примерно из ста деталей. Как сделать их интересными для потребителя — вот какую дизайнерскую задачу все чаще и чаще должен решать производитель», — говорит Томас Дейтрих, вице-президент по мобильным коммуникациям компании Flextronics International, которая производит мобильные аппараты для Motorola, Kyocera и Sony Ericsson.

Самые «быстрые» компании используют целый набор ловких приемов, чтобы ускорить процесс разработки новой продукции. Dell, например, переложила производство большинства компонентов — мониторов для ноутбуков, оптических приводов — на плечи своих поставщиков, в основном тайваньских фирм вроде Quanta, Compal Electronics и Inventec. «Мы не собираемся производить каждую мелочь сами», — говорит Гретхен Миллер, один из директоров по маркетингу Dell.

 

Hewlett-Packard три года назад тоже перебазировала производство ноутбуков и их тестирование в Тайбэй, чтобы быть ближе к поставщикам. Это позволило компании сократить время, необходимое на разработку нового продукта, с 12 до 7‑месяцев. «Мы ликвидировали коммуникативные проблемы и вызванные ими простои, — говорит Томас Митчелл, вице-президент подразделения HP, занимающегося ноутбуками. — Кроме того, это позволило нам снять все проблемы с американской таможней».

Flextronics пять лет назад требовалось от 12 до 18 месяцев на разработку мобильного телефона, теперь компания делает это всего за три месяца. В 1995 году на создание пресс-формы для пластиковой лицевой панели телефона уходило от 12 до 16 недель. Работы над каждым из этапов производства — от дизайнерских эскизов на бумаге до превращения куска стали в пресс-форму нужных очертаний — велись отдельно. Теперь все эти стадии благодаря компьютерной программе объединены в единый процесс, и на изготовление пресс-формы уходит не более недели. Похожий метод стал использовать и конкурент Flextronics — компания Sanmina-SCI.

Один из самых ярких примеров, иллюстрирующий новую тенденцию «скоростного» продвижения товара на рынок, — история создания Playaway, цифрового плеера для воспроизведения аудиокниг. Идея этого плеера возникла в августе 2004 года, на разработку и подготовку к производству, которые велись бешеными темпами, ушло чуть больше года, и к осенне-зимнему праздничному сезону Playaway уже поступил в продажу. Началось все с того, что Кристофер Селесте, Митч Кролл и Блэйк Сквайрс — совладельцы совсем молодой фирмы Findaway из американского штата Огайо — предположили, что на рынке может быть спрос на цифровые устройства, в которые заранее загружены аудиокниги: не все люди умеют скачивать цифровую информацию. Толщиной всего в половину колоды карт, Playaway выглядит как маленькая книжка в твердом переплете. Стоит эта новинка столько же, сколько и аудиокниги на компакт-дисках (от $35 до $50).

 

Спустя 13 месяцев на склады розничных сетей Borders, Barnes & Noble и OfficeMax поступило более 75‑000 плееров Playaway. Селесте утверждает, что реализация первой партии плееров позволит ему с компаньонами заработать $2,5 млн. В сети Wal-Mart этот товар представлен уже в ста магазинах.

Совладельцев Findaway никак не отнесешь к опытным разработчикам электронных устройств, но какой-никакой опыт у них был, а главное — они горели желанием использовать в своих интересах ажиотаж вокруг цифровых аудионосителей, спровоцированный iPod. Селесте, сын бывшего губернатора штата Огайо Ричарда Селесте, прежде занимался электронной коммерцией и рекламой, Кролл работал в компании, производящей товары для ухода за волосами, а Сквайрс возглавлял медиакомпанию.

[pagebreak]

Findaway удалось скопировать тактику гигантов рынка — отдать на аутсорсинг все, что только возможно, использовать зарубежных поставщиков и срезать все углы, чтобы выйти на рынок первыми. «Все говорили нам, что мы ввязываемся в дело, обреченное на провал, потому что за девять месяцев пройти путь от создания опытного образца до вывода на рынок массового продукта просто невозможно», — говорит сорокалетний Селесте.

Старт гонке был дан в августе 2004 года. Зарегистрировав заявки на два патента, партнеры сумели привлечь от частных инвесторов сумму $1 млн, необходимую для реализации производственной фазы проекта. В октябре Findaway поручила создать прототип плеера конструкторской фирме, а та в свою очередь месяц спустя подключила к участию в проекте компанию Ideo, на которую была возложена задача доработать промышленный образец. Тем временем Findaway занялась поиском субподрядчиков — компаний, готовых взяться за производство плеера. В числе потенциальных партнеров рассматривались и Sanmina-SCI, и Flextronics.

 

Многие предупреждали совладельцев Findaway, что за срочные работы им придется платить субподрядчикам дополнительные деньги, однако на самом деле жесткий график даже позволил им сэкономить: партнеры были просто вынуждены отказываться от тех планов, на реализацию которых не хватало времени. Ideo, например, ограничилась двумя фокус-группами, в ходе которых потребителям с помощью компьютерного симулятора показывали, как будет работать Playaway. Будь у партнеров Findaway больше времени и денег, они, быть может, провели бы еще одну или несколько фокус-групп, представив на суд их участников уже реальный прототип. А так Ideo, у которой обычно на создание промышленного образца уходит от шести до девяти месяцев, уложилась в 12 недель.

К январю прототип был готов, и Findaway продемонстрировала его на крупной выставке бытовой электроники Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе, где совладельцы компании встречались с потенциальными субподрядчиками, готовыми взяться за производство плеера Playaway. Несколько недель спустя они остановили свой выбор на компании Sanmina-SCI, которая, во-первых, не побоялась сотрудничать с такой маленькой фирмой, как Findaway, а во-вторых, была готова выпускать Playaway малыми партиями — по одному наименованию аудиокниги. Ideo тем временем продолжала совершенствовать дизайн плеера, чтобы удешевить устройство и сократить время, необходимое на его производство. К примеру, Ideo заменила гладкую мембрану, при помощи которой предполагалось управлять настройками плеера, на более привычные прорезиненные кнопки, выступающие из пластикового корпуса. Это позволило уменьшить себестоимость плеера на 45 центов.

Sanmina-SCI обязалась произвести, упаковать и доставить первую партию плееров Playaway на распределительные склады розничных сетей к концу сентября. Джордж Кинг, отвечающий в компании за сборку печатных плат, поручил техническую разработку плеера шести операционным центрам. Один из них, расположенный в Калгари (Канада), отвечал за «механику» и детали из пластика, второй, в Финиксе, — за печатные платы, а третий, в Хантсвилле (штат Аляска), — за стендовые испытания устройства. Сборку Playaway Кинг решил организовать в Гвадалахаре (Мексика). Дешевле было бы собирать плеер в Китае, но из Гвадалахары готовый продукт можно доставить до места назначения гораздо быстрее. К тому же город находится в том же часовом поясе, что и центральная часть США, и это было удобно для Кинга, которому вскоре пришлось звонить в Мексику по пять раз в день.

В феврале Кристофер Селесте, воспользовавшись связями отца, вышел на человека, отвечающего в розничной сети Borders за закупки. Заручившись устным согласием ритейлеров, Findaway занялась покупкой прав на издание аудиокниг. В общей сложности  компания приобрела у шести издательств права на публикацию аудиоверсий 33 литературных произведений, в том числе бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи» и романа Дэвида Маккалоу «1776».

 

К июню Sanmina-SCI была готова передать на тестовые испытания в Хантсвилл первые 20 плееров, 8 июля компания начала оборудовать на своем заводе в Гвадалахаре производственные площади для Findaway. А в середине августа, когда плеер вот-вот должны были запустить в производство, специалисты Sanmina-SCI, проводившие тестовые испытания устройства, выявили серьезную проблему. Из-за статического электричества, которое образовывалось на покрытии, Playaway начинал «глючить», все время перезагружая первую главу аудиокниги. Инженеры из команды Кинга выяснили, что источником проблемы являются металлические детали наушников. И Кингу пришлось в последнюю неделю августа срочно доставлять самолетом из Азии большую партию пластмассовых наушников.

Еще одна непредвиденная проблема возникла, когда на заводе в Гвадалахаре начали закачивать аудиоконтент одновременно в несколько плееров. В ходе тестовых испытаний в Хантсвилле, когда аудиокнигу закачивали в один плеер, все шло как по маслу. Но когда в крэдл стали загружать для одновременной закачки сразу по восемь плееров, в зарядном устройстве начало падать напряжение. Специалистам из Хантсвилла пришлось лететь в Гвадалахару, чтобы устранить неполадку на месте.

Больно ударили по Findaway и другие технические проблемы. Из-за нехватки времени компания была вынуждена обойтись без всестороннего тестирования плеера перед запуском в производство. Компьютерную программу из-за ошибок пришлось переписывать заново. Жидкокристаллические экраны работали со сбоями — пришлось вводить в штат сотрудников сборочного производства специалистов, тестирующих продукт. Только одна из трех фирменных наклеек, сделанных на заказ, оказалась нужного размера — две другие пришлось «ужимать» на одну тысячную долю дюйма.

Станок для изготовления футляров для плеера сначала планировали доставить в Гвадалахару с Тайваня самолетом. Но времени на его транспортировку и установку не оставалось, и Findaway пришлось идти на дополнительные расходы: изготавливать 50‑000 футляров на Тайване и везти их в Гвадалахару, даже не зная, подойдут ли они к плееру. К счастью, футляры оказались подходящего размера.

 

[pagebreak]

Согласно первоначальному плану завод должен был изготавливать по 5000 плееров в день. Но за 15 сентября — второй день после запуска производства — Sanmina-SCI сумела сделала только 1728 устройств. Неделю спустя компания расширила производственные площади на 90 кв. м, удвоила число людей, занятых на сборке, до 30 человек и ввела рабочие смены по выходным дням. Однако линия, на которой собирали плееры и упаковывали их в коробку вместе с наушниками и шнуром, все равно работала медленно. Той 1000 Playaway, которую ежедневно выпускал завод, было явно недостаточно, чтобы Sanmina-SCI выполнила взятые на себя обязательства к оговоренному сроку — середине сентября. И‑компания снесла стены в заводском цеху, чтобы получить дополнительные площади и улучшить производственный процесс. Объем выпуска сразу вырос до 6000 плееров в день. Наконец, 30 сентября из Гвадалахары в распределительные центры розничной сети Borders в Калифорнии и Теннесси отправился первый грузовик с партией Playaway — 56‑000 плееров.

А Findaway уже готовится к следующему шагу. В ноябре компаньоны вновь собрались у кульманов. У них появились идеи, как улучшить настройку громкости звука и крышку блока питания. Джордж Кинг из Sanmina-SCI уже получил список из 18 усовершенствований, которые нужно внести в Playaway, чтобы в 2006 году плеер стал еще лучше, а производственные издержки сократились на 25%.

Еще быстрее

Компании тратят все меньше времени на разработку бытовой электроники:

 
  • НОУТБУКИ DELL

10 ЛЕТ НАЗАД — 18 месяцев

ПРОШЛЫЙ ГОД
— 9 месяцев

  • МОБИЛЬНИКИ

5 ЛЕТ НАЗАД
— 12–18 месяцев

СЕЙЧАС
— 3–6 месяцев

 
  • IPOD

ПЕРВЫЕ 6 МОДЕЛЕЙ
— 2 года

ПОСЛЕДНИЕ 8 МОДЕЛЕЙ
— 8 месяцев

  • PLAYAWAY

ОТ ЗАМЫСЛА ДО ПРОИЗВОДСТВА
— 13 месяцев

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+