К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Финансовые ларечники


Кредитование через «киоски» скрывает в себе проблему, причем очень серьезную

Рынок потребительского кредитования зародился в России в начале 2000 года, когда «Русский стандарт», Дельтабанк и «Первое ОВК» стали специализироваться на выдаче кредитов населению. Пять лет назад, по данным Центробанка, объем потребительских кредитов в России составлял $1,6 млрд. В 2006 году, по оценкам большинства экономистов, эта цифра достигнет $60 млрд. Кроме традиционной ипотеки, кредитов на покупку автомобиля и кредитных карточек, в России широко распространена агрессивная форма кредитования, когда кредиты оформляются непосредственно в торговой точке, — так называемые кредитные киоски. Последнее направление скрывает в себе проблему настолько серьезную, что если не уделить ей должного внимания, то многие российские банки окажутся на грани финансового краха.

Вот стандартная ситуация. Покупатель приходит в большой магазин бытовой техники. Он выбирает товар, а потом подходит к расположенному прямо в магазине банковскому окошку и заполняет заявку на получение кредита, чтобы расплатиться за покупку. Если к «кредитному киоску» нет очереди, то оформление займет 15 минут. При этом заемщику необязательно иметь хорошую кредитную историю или поручителей. Ему не нужно даже документально подтверждать свои доходы, достаточно предъявить паспорт.

Чем вызван такой стремительный рост потребительского кредитования, что питает его и как будут развиваться события дальше? Во-первых, рост цен на нефть привел к беспрецедентному росту личных доходов россиян. Во-вторых, спрос большей части населения на материальные блага долгое время оставался неудовлетворенным. Наконец, еще шесть лет назад банковского капитала, необходимого для удовлетворения нужд заемщиков, не хватало.

 

Все эти факторы привели к тому, что банки, осмелившиеся выйти на рынок потребительского кредитования, получили возможность устанавливать заоблачные процентные ставки. Одно время они достигали 65–75% годовых. Неудивительно, что вслед за этим многие банки, преодолев страх, буквально рванули на рынок потребительских кредитов. И теперь процентные ставки стремительно снижаются по всей России. Один из новых кредиторов, русский менеджер крупного иностранного банка, не мог скрыть своего разочарования: «Как же они не понимают, что нельзя отправлять на бойню дойную корову?!»

Судя по данным, которые мы получили, общаясь с банкирами из разных уголков России, сейчас реальные процентные ставки по потребительским кредитам колеблются в диапазоне от 25% до 40%. Стоимость привлечения ресурсов банками при этом составляет 4–7%, так что зарабатывают они по-прежнему много. Однако выход на рынок потребительского кредитования множества банков неизбежно приведет к дальнейшему понижению тарифов. На какой отметке остановится их падение? Индикатором в этом смысле может служить Польша, где риски сопоставимы с российскими. Там ставки по потребительским кредитам составляют 15–20%. Скорее всего, и в России процентные ставки стабилизируются на этом уровне.

 

Такой сценарий выглядит благоприятным для потребителей. Но смогут ли банки при ставках 15–20% чувствовать себя уверенно? Ответ на этот вопрос зависит от недостающего звена — просроченных и невозвратных кредитов. На этапе становления рынка их доля невелика, но затем она резко увеличивается. Всего год назад президенты двух российских банков уверяли нас, что у них нет никаких проблем, поскольку 3–4% невозвратных кредитов перекрываются высокими тарифами. Недавно мы поинтересовались у одного из них, какова сегодня доля невозвратных кредитов, и он‑начал беспокойно ерзать в кресле. Президент второго банка, услышав тот же вопрос, покрылся испариной. Похоже, всего за год их портфели потребительских кредитов увеличились вдвое, а доля плохих кредитов выросла в четыре раза.

Из-за этого у некоторых банков доходы от потребительского кредитования могут испариться за пару лет. Ни для кого не станет сюрпризом, если какие-то банки будут вынуждены пойти на слияние с более сильными конкурентами — просто для того, чтобы выжить. Судьба других банков может оказаться и вовсе незавидной.

Но мы полагаем, что большинство банков уже начали корректировать свои действия и более придирчиво относиться к залогам. Все чаще от заемщика требуют подтверждения доходов. Некоторые и вовсе отказались от выдачи кредитов через киоски — теперь потребительские кредиты оформляются только в полноценных отделениях банка и только после предоставления клиентом всех необходимых гарантий. К тому же в стране наконец создаются бюро кредитных историй, которые помогут банкам выдержать серьезный удар.

 

Автор — глава Prospect Capital, чье подразделение специализируется на оценке кредитоспособности заемщиков, организации кредитов и оптимизации возврата просроченных кредитов для российских банков. В течение пяти лет был президентом Delta Capital Management.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости