К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Звезды оптом


Компания SAV Entertainment сделала все, чтобы концерты западных звезд в России стали таким же массовым развлечением, как в Европе. Почему у нее это не вышло?

В офисе SAV Entertainment В московской гостинице «Пекин» кипит жизнь: звонят телефоны, сотрудники ведут переговоры с агентами зарубежных исполнителей. Стены увешаны фотографиями всех мыслимых звезд: вот Элтон Джон, вот Тина Тернер, рядом — Стинг, Лучано Паваротти и Пол Маккартни. Но кабинет президента крупнейшей российской промоутерской компании пуст: основатель SAV Entertainment Евгений Болдин говорит, что потерял интерес к прежде любимому делу.

В чем причина? В 1990-е, когда SAV Entertainment создавала с нуля индустрию привоза западных звезд, каждый московский концерт был событием городского масштаба. Промоутеры чуть ли не сами имели статус знаменитостей. А теперь? Приходится поддерживать агентство на плаву, организуя корпоративные мероприятия и выступления западных звезд на днях рождения и празднованиях Нового года. Заказчики этих мероприятий не любят, когда хоть какая-то информация о них просачивается в прессу. Болдин утверждает, что корпоративные вечеринки ему неинтересны. А работой SAV Entertainment руководит теперь Надежда Соловьева. Это она в компании звезд улыбается с фотографий, висящих на стенах офиса.

Компании SAV без малого 20 лет. В 1986 году Росконцерт направил переводчицу Надежду Соловьеву (ей был 31 год) с коллективом Аллы Пугачевой на музыкальный фестиваль в Дели. Здесь она познакомилась с Евгением Болдиным — тогдашним мужем примадонны и директором ее коллектива. «Надя инициативная, умная и напористая, я это отметил», — рассказывает Болдин. Поэтому, когда в 1987 году он создал «Театр песни Аллы Пугачевой», то пригласил ее на работу в зарубежный отдел.

 

«Театр» был одним из первых ростков шоу-бизнеса в СССР. Болдин, который неплохо знал устройство индустрии за рубежом, еще в 1984 году договорился об издании пластинок Пугачевой в Швеции — это помогало организовывать концерты певицы не только в странах соцлагеря, но и в Западной Европе. В 1989-м «Театр» стал соучредителем одного из первых совместных советско-зарубежных предприятий. Партнером по СП стала компания Seabeco Group, основанная эмигрантом из СССР Борисом Бирштейном. SAV так и расшифровывалась: Seabeco Alla Venture.

Seabeco позже мелькала в прессе в связи с «золотом партии» — ценностями, якобы вывезенными из страны номенклатурной верхушкой. Когда создавалось СП, Болдин надеялся, что Бирштейн с его связями поможет советским звездам раскрутиться за рубежом. Но этого так и не произошло. И скоро место Seabeco занял другой партнер — американская AJ Ventures. Аббревиатуру SAV стали расшифровывать как Soviet American Venture. (Позже американцы вышли из капитала компании.)

 

Создание СП позволило повысить заработки звезд: организуя гастроли на Западе через собственную компанию, можно было оставлять себе гонорар, а не довольствоваться выписанными в Госконцерте суточными. Пугачевой за выступление давали $5000–10‑000, и в начале 1990-х это были сумасшедшие деньги. Впрочем, годовой оборот SAV Entertainment составлял тогда не больше $150‑000 — сейчас на одном мероприятии компания выручает больше.

Наладив «экспорт» российских звезд, SAV Entertainment стала получать предложения устроить концерты западных звезд в России. В 1989-м с такой идеей обратились агенты француженки Патрисии Каас. Но Соловьева ответила иностранцам отказом: продать билеты по европейским ценам в СССР было нереально. Если кто-то и‑приезжал тогда в Россию с Запада, то‑исключительно для саморекламы, вспоминает директор агентства «Контрамарка.ру» Ильдар Бакеев. Например, первый приезд Элтона Джона в Москву в 1979 году был оплачен телекомпанией ВВС, снимавшей фильм о визите певца за «железный занавес». Стас Намин, организовавший в 1989 году первый в СССР международный рок-фестиваль, рассказал Forbes, что Оззи Осборн, Scorpions и Bon Jovi согласились тогда выступить лишь потому, что мероприятие транслировалось на 58 стран. А концерт Майкла Джексона в Лужниках в 1993 году разорил организовавшую его компанию «Десса»: билетов было продано ничтожно мало, и, чтобы концерт состоялся, зрителей впустили бесплатно, просто открыв ворота стадиона.

Настоящие гастроли пошли, когда появились люди и компании, готовые спонсировать концерты. В 1994-м Альфа-банк оплатил приезд Рэя Чарльза. На следующий год банк выступил спонсором выступления Элтона Джона, организованного SAV Entertainment.

 

Это был переломный момент. К приезду английской звезды SAV Entertainment на деньги Альфа-банка отремонтировала гримерную Кремлевского дворца съездов: поменяла сантехнику, покрасила стены, привезла холодильники и торшеры. В гостиничном номере Элтона Джона поменяли всю мебель и выставили огромную бадью черной икры с воткнутой сверху деревянной ложкой. Говорят, после этих концертов знаменитый лондонский агент Харви Голдсмит произнес историческую фразу: «Now Moscow is on the map». Москва попала на карту гастрольных туров западных звезд первой величины.

[pagebreak]

Бизнес резко пошел в гору. Концерты Элтона Джона собрали полный зал, несмотря на неслыханные по тем временам цены билетов — от $5 до $300. Сколько потратили SAV и Альфа-банк, не раскрывается, но гонорар певца, по оценкам участников рынка, составил $250‑000, а прибыль SAV — не менее $100‑000. За Элтоном Джоном последовали Дайана Росс, Джо Кокер, Стинг, Дэвид Боуи, Тина Тернер и Эрик Клэптон.

Золотые времена длились недолго. Кризис 1998 года нанес страшный удар по импортерам, в том числе и по импортерам эстрадных звезд. Концерт Depeсhe Mode в московском спорткомплексе «Олимпийский» был аншлаговым, но билеты на 18‑000 мест по цене от $7 до $150 были проданы до августовского дефолта, а выручку SAV получила у распространителей уже после — обесценившимися рублями. Ноябрьское сольное выступление Рода Стюарта в Кремле тоже оказалось убыточным. Компанию спас только политический заказ — предвыборный тур 1999 года «Ты прав!» по пятидесяти стадионам России, организованный «Союзом правых сил».

После кризиса промоутерский бизнес так и не восстановил прежние масштабы. По оценкам, концерты западных звезд в России ежегодно приносят $10 млн от продажи билетов. Выручка самих промоутеров от организованных ими публичных концертов составляет $1–2 млн. Слезы, да и только.

 

Почему такие низкие доходы? «В середине 1990-х концерт был событием. Люди шли не потому, что они такую музыку слушают, а потому, что это было «must» туда пойти», — вспоминает Соловьева. Как только визиты звезд стали привычными, выяснилось, что возить в Россию западных исполнителей не так уж прибыльно. С точки зрения шоу-бизнеса Россия — очень отдаленная территория. Звезды прилетают в Москву или Петербург на личных или арендованных самолетах, а вот грузовики с реквизитом и аппаратурой должны несколько дней тащиться через множество границ, испытывая все прелести русских дорог и бюрократии. Оплата команды поддержки зависит от длительности тура, а русские расстояния так велики, что бюджеты поездок становятся чрезвычайно дорогими: ведь за время, которое необходимо для организации одного концерта в Москве, в Европе можно провести три-четыре. «Цена билетов с 1995 года не изменилась, а гонорары западных звезд за последние три года выросли в два раза», — сетует Болдин.

SAV продолжает организовывать в год два-три выступления «привозных» звезд первой величины. Самое значительное из них — концерт Пола Маккартни на Красной площади в 2003 году (но и он не обошелся без помощи Альфа-банка).

Чтобы заработать на хлеб с маслом, SAV пришлось осваивать новые сферы деятельности. Они теперь не брезгуют возить в Россию исполнителей «второго эшелона», которые не просят заоблачных гонораров и готовы колесить по российской глубинке. Речь — о группах, подрастерявших звездный статус на Западе, но еще узнаваемых в России: Scorpions и Deep Purple. Тур Deep Purple в 2004 году стал рекордным: коллектив с триумфом провезли по 17 городам России и Украины.

Но в России самый верный способ заработать деньги на западных звездах сегодня — привозить их на частные вечеринки. SAV организует по пять–семь таких мероприятий в год. По приглашению компании закрытые концерты уже давали Джо Кокер, Дайана Росс, Gipsy Kings и многие другие.

 

Тут стоит уточнить одну деталь: в сфере частных концертов иностранных звезд (этот рынок превышает $15‑млн в год) SAV Entertainment — отнюдь не первая величина. Ангажированием западных артистов для выступления на вечеринках в России занимаются в основном две компании — концертные агентства Attack Concerts и Icon Management. Через них заказывают недорогих исполнителей «стоимостью» от $9000 до $25‑000 вроде Touch&Go, Baccara и Boney M с сильно изменившимся составом. Многие из них оформляют многократную российскую бизнес-визу и по полгода проводят в России, умудряясь только в новогодние праздники дать 60 выступлений. Доходит до курьезов — певица In-Grid, например, так хорошо выучила русский язык, что на некоторых выступлениях показывает со сцены свой паспорт, чтобы присутствующие поверили, что перед ними действительно гражданка Италии Ингрид Альберини.

Потребовать паспорт никогда нелишне. Участники рынка рассказывают, что был случай, когда на юбилее российской компании выступал «поддельный» Элтон Джон. А однажды на закрытом праздновании дня рождения  группа Kiss приехала не в полном составе — под черно-белым гримом выступали двое техников.

Звезд первой величины с гонорарами под миллион долларов, таких как Кайли Миноуг и Марая Кэри, не всегда привозят через промоутеров. Иногда представитель заказчика старается напрямую связаться с агентом артиста в надежде, что «так будет дешевле», и, как правило, платит в таком случае двойную цену.

[pagebreak]

 

Кто заказывает музыку? Один из самых щедрых клиентов — депутат Госдумы, миллиардер-инвестор Сулейман Керимов: в этом году на его 40-летие (совмещенное с 8 Марта) приехали выступить Кристина Агилера и Шакира. На Новый год он приглашал Джеймса Белуши, а также певиц Pink и Сару Брайтман. Год назад ему пели Кайли Миноуг и Джери Холивэл. Агилера и Уитни Хьюстон были на свадьбе банкира Андрея Мельниченко, которую тот справлял на Лазурном берегу. На праздновании Нового года в одном из рублевских особняков для «неназванного члена Совета Федерации» пела Anastacia. На закрытых концертах в «Праге» у известного девелопера Тельмана Исмаилова выступали Рики Мартин и Марая Кэри.

Ни Attack Concerts, ни Icon Management своих клиентов не называют. Как, впрочем, и SAV. Для крупнейшего концертного агентства это к тому же непрофильный бизнес. «На «корпоративы» редко выписывают артистов через SAV, — говорит директор Icon Management Влад Давыдов. — Как правило, это делают те заказчики, которые знакомы с Соловьевой лично». «Никакой конкуренции с Соловьевой я не ощущаю», — рассказывает директор Attack Concerts Артем Горный.

Что думает по этому поводу сама Соловьева? Она не спорит, но утверждает, что по-прежнему остается в бизнесе. «Столько сил этому делу отдано, — говорит она, — жалко бросать».

Шоу с риском

Российский промоутер всегда должен быть готов к неожиданностям. Вот‑лишь несколько примеров, показывающих, насколько этот бизнес рискованный.

 

Когда в начале 2004 года расписывался европейский тур певицы Шер, SAV Entertainment давала подтверждение на ее июньские концерты в Москве, не придав большого значения тому, что российская сборная вышла в финальную часть чемпионата Европы по футболу в Португалии. В результате вместо того, чтобы купить билеты в партер Кремлевского дворца, публика предпочла болеть за наших футболистов в Лиссабоне, и концерт оказался убыточным.

Кубинская певица Омара Портуондо отказалась в 2002 году лететь в Москву, увидев в новостях теракт на Дубровке.

Во время концертного тура в 1996 году Дэвид Боуи дал единственное интервью — по знакомству — телеканалу НТВ, а не ОРТ, как было запланировано, отчего отношения SAV с Первым телеканалом на несколько лет испортились.

В 1996 году Тина Тернер приехала в Москву с высокой температурой. После первого из трех концертов певица буквально валилась с ног; ее уже было собрались класть в больницу. «Как у вас тут в России лечатся?» — спросила она Соловьеву. «Очень просто: от поноса — водка с солью, от простуды — водка с перцем», — ответила Надежда и отвезла Тернер в ресторан. Все концерты в итоге прошли нормально.

 

— О. М.

Только цифры

  • $250 000 — гонорар Depeche Mode за концерт в Москве 4‑марта нынешнего года.
  • 23 000 зрителей вмещает крупнейшая концертная площадка Москвы — СК «Олимпийский».
  • 3 500 000 человек присутствовали на бесплатном концерте Рода Стюарта на пляже Копакабана (Рио-де-Жанейро) в 1994 году.
  • $2,9 млрд — годовой оборот  американской компании Live Nation, крупнейшего в мире организатора концертов. В 2005 году она выступила промоутером 29 500 шоу со‑зрительской аудиторией около 60 млн человек.

Источник: Книга рекордов Гиннесса, Live Nation, участники рынка

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+