Повороты
Наши люди в ЮАР
В июне 2005 года мы писали об интересе российских предпринимателей к ЮАР. Тогда вовсю развивался проект строительства в этой стране марганцевого рудника, который с южноафриканскими компаниями вела российская группа «Ренова», акционер СУАЛа. Но в самолете Москва — Йоханнесбург можно было встретить представителей и других крупных российских компаний: «ЕвразХолдинга», «Стальной группы Мечел» или, например, Челябинского электрометаллургического комбината.
Оказалось, они не просто так совершали столь длинные перелеты. Через год с небольшим в Южной Африке объявился еще российский игрок — «Евраз Груп» (бывший ЕвразХолдинг). Если «Ренова» строит рудник в пустыне Калахари, то «Евраз» покупает компанию Highveld Steel And Vanadium Corporation, производителя ванадия, стали и ферросплавов. Пока у «Евраза» есть договоренность о приобретении 25% акций Highveld у Anglo American и опцион на увеличение своей доли до 79%. Цена вопроса — $680 млн, но «Евразу» еще предстоит получить одобрение антимонопольных ведомств ЮАР.
— Валерий Игуменов
Китайские копии
В марте 2005 года Forbes сообщил о трудностях автомобильного проекта братьев Вячеслава и Хаджи-Мурата Деревых, которые организовали в Черкесске сборку внедорожников «Дервейс Ковбой» оригинальной конструкции и на шасси румынского автомобиля ARO. Румынский партнер в итоге обанкротился. Черкесские предприниматели пытались купить своего главного поставщика, но не сошлись в цене с его владельцами.
Пока шли переговоры с ARO, специалисты «Дервейса» отправились в Китай. Сначала хотели подобрать подходящее шасси, даже закупили 48 штук для своих «ковбоев», но китайцы предложили более привлекательный вариант. Осенью прошлого года в Черкесск привезли 20 машинокомплектов китайских внедорожников Dadi Shuttle, из которых собрали автомобили для тестов и сертификации. Машины успешно прошли тесты, и в конце декабря «Дервейс» подписал контракт на сборку в 2006 году 1500 «шаттлов» в России. В первом полугодии компания произвела и продала более 700 автомобилей, модельный ряд пополнился еще тремя внедорожниками, причем машинокомплекты для них поставляют разные автозаводы Китая. По каким критериям отбирался модельный ряд? В первую очередь по внешнему виду. Derways Shuttle поразительно напоминает Toyota Land Cruiser Prado. Derways Land Crown — (вы догадались) Toyota Land Cruiser 100. Derways Saladin — Nissan Pathfinder. А Derways Aurora — вылитый корейский SsangYong Rexton. Китайские клоны черкесской сборки стоят в два-три раза дешевле оригинальных моделей. Автомобили распродаются почти мгновенно, заявляют в руководстве черкесского автопредприятия.
— Игорь Попов
Прощай, независимость
Компания «НОВАТЭК», о которой мы писали в октябре 2005 года, была тогда единственным крупным независимым производителем газа. Но добывать и продавать газ и быть независимым от «Газпрома» в России нельзя. В июне основные владельцы «НОВАТЭКа» договорились с газовой монополией о продаже ей 20% компании. Сумма сделки превысит $2 млрд. После прошлогоднего IPO газовой компании осталось загадкой, кому принадлежит 15% ее акций. «Газпром» утверждал, что он ни при чем. Возможно, но в любом случае после сделки государство получит блокирующий пакет «НОВАТЭКа», ведь 5,6% его акций принадлежит государственному Внешэкономбанку. И теперь вряд ли повторится история 2003 года, когда «Газпром» просто отрезал «НОВАТЭК» от трубопровода.
— Н. М.