03.12.2006 00:00

Гигантомания

Какие опасности подстерегают в Москве застройщика? Его могут заставить возвести здание в пять раз больше, чем он собирался

На месте знаменитого памятника «Рабочий и колхозница» рядом со Всероссийским выставочным центром (ВВЦ) в Москве царит запустение. Памятник три года на реставрации, постамент разрушается, асфальт растрескался. Председателя совета директоров Инкаробанка, холдингового банка химической группы «Никос», Константина Афанасьева эта картина печалит сильнее, чем прохожих. Ведь за право аренды этого пустыря группа пять лет назад заплатила Москве $7 млн и с тех пор каждый год выкладывает арендную плату $250 000. Окупятся эти инвестиции еще не скоро.

А начиналась история так. Группе «Никос», подконтрольной предпринимателю Михаилу Баранову с партнерами, с 1990-х годов принадлежит чудо советской строительной мысли — восьмиярусная подземная автостоянка на улице Эйзенштейна, по соседству с памятником. Пять лет назад бизнесмены решили построить возле монумента торговый центр площадью 66 000 кв. м. Те $7 млн, которые «Никос» заплатила за право аренды участка в 4,5 га, должны были пройти через городской бюджет и вернуться в префектуру, чтобы та профинансировала реставрацию памятника. Торговый центр, «рабочий» и «колхозница» должны были появиться напротив ВВЦ к 2005 году. Срок прошел, почему площадка пустует?

По планам отреставрированную скульптуру следовало водрузить на крышу одного из зданий торгового центра, которое повторяло бы архитектурные формы павильона СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года (на его крыше стояла знаменитая скульптура Мухиной). «Архитектору надо было что-то написать. Он взял старую парижскую фотографию. Мы подумали, что так патриотично настроенные члены общественного градостроительного совета быстрее пропустят наш проект», — рассказывает Константин Афанасьев.

В 2004 году городские власти неожиданно решили, что нужно не просто воссоздать парижский павильон, но сделать его в натуральную величину. В оригинале павильон представлял собой параллелепипед длиной 160 м, шириной 24 м и высотой 34,5 м (в Париже напротив советского павильона располагался немецкий, и между державами началась гонка по высоте). Инна Мавряшина, генеральный директор производственно-технических мастерских «Биор», которые занимаются реставрацией скульптуры, ничего не имеет против такого формата. Идею поддерживает и столичный мэр. На заседании общественного градостроительного совета в минувшем сентябре он отверг предложенные «Никосом» проекты. «Общественно-торговый комплекс не должен умалять достоинств монумента «Рабочий и колхозница», а должен лишь подчеркивать его величие и значимость», — цитирует мэра «Интерфакс».

«Величие и значимость»? Вместе с постаментом высота «Рабочего и колхозницы» составит 60 м. «Их лица будут заглядывать в окна дома напротив», — язвит Афанасьев. А что еще ему делать? По желанию города «Никос» уже согласился разместить в комплексе драматический театр и огромную парковку для автомобилей, приезжающих на ВВЦ. Но этого мало — общая площадь гигантского постамента-параллелепипеда может составить 200 000—350 000 кв. м. «Мы воссоздаем историю, значит, торговлю и казино нельзя, — размышляет Афанасьев. — Я предлагал поместить в основании Музей кино, который раньше был в Киноцентре, — мэр не разрешил».

Российские памятники

Монумент на Поклонной горе — 142 метра

Памятник Петру I на стрелке Москвы-реки — 94 метра

Обновленный монумент «Рабочий и колхозница» — 60 метров

Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге — 47 метров

Источник: по данным СМИ

Новости партнеров