К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Модельный ряд


    Наушники с активным шумоподавлением

    Как-то раз мы с моим американским коллегой пили пиво и разговаривали о службе в армии. Оказалось, что, несмотря на разные политические системы, проблемы у рядовых были по сути одинаковые: дедовщина, бесконечное подметание плацев и конфликты на этнической почве. Но один вопрос американца застал меня врасплох: коллега поинтересовался маркой шумоподавляющих наушников, которые мы использовали на стрельбищах. Господь с тобой, ответил я, какие наушники — у нас любимым занятием офицеров было подшучивать над нами, солдатами, лишенными на пару дней слуха после выстрела из гранатомета! Танкисты, правда, рассказывали, что в некоторых шлемофонах за мгновение до выстрела раздается громкий щелчок, подготавливающий барабанную перепонку к ударной волне от выстрела 125-миллиметровым снарядом.

    Закончили чтение тут

    Американец был поражен: без шумоподавляющих наушников у них никто на стрелковый рубеж не выйдет. Сейчас в Америке применяются самые современные активные наушники, которые гасят только звуки выстрелов, свободно пропуская человеческую речь. А шлемы танкистов и вовсе произведения электронного и акустического искусства.

    Когда мне недавно представилась возможность протестировать бытовые наушники с функцией активного шумоподавления, я, вспомнив о давнем разговоре с американцем, с радостью эту возможность использовал. Даже поставил на прикол новенький Ford S-Max, чтобы две недели ездить с плеером в метро — что называется, в условиях, приближенных к боевым.

     

    Принцип активного шумоподавления на первый взгляд чрезвычайно прост: встроенные в наушники микрофоны улавливают посторонние шумы, электронная схема генерирует сигнал точно в противофазе и подает на встроенные динамики. Ведь что такое звук, как не серия уплотнений и разрежений воздуха, следующих одни за другими? Задача активного шумоподавления — генерация в противофазе вредному уплотнению точно такого же разрежения и наоборот.

    Об этом принципе вспомнил основатель компании Bose Амар Боуз, когда в 1978 году совсем сошел с ума от гула самолетных двигателей в полете. Летать ему приходилось часто, и обычные наушники с шумом боролись плохо. Выпуску первой модели наушников Bose с активным шумоподавлением предшествовали 10 лет исследований, которые компания продолжает вот уже почти 30 лет.

    Качественно реализовать вышеописанный принцип оказалось очень даже непросто. Например, где должны располагаться шумоулавливающие микрофоны? Я думал, что снаружи; кстати, так делают производители дешевой электроники. Оказалось, микрофоны должны располагаться как можно ближе к ушному каналу, чтобы принимать именно тот сигнал, который слышит ухо. Электронная схема инвертирует сигнал и передает его на динамик, который и посылает к уху звуковую волну в противофазе. Если наушники используются для воспроизведения музыки, задача усложняется: электронике приходится вычитать «полезный» сигнал из сигнала, полученного с микрофона, чтобы не подавлять вместе с шумами музыку. В наушниках Bose, по словам специалиста этой компании Леа Цимулис, «задействуется механизм, похожий на сценическую систему подавления обратной связи: электроника анализирует сигнал с микрофона и определяет уровень и форму сигнала, который нужно подавать на громкоговоритель, чтобы полностью нейтрализовать шум».

    Ну и последнее, что хочется отметить в теоретической части: с низкими частотами электронике бороться легче, чем с высокими. На самом деле с высокочастотными шумами борются пассивно, при помощи хорошей шумоизоляции, все качественные модели наушников преимущественно закрытого типа.

    Теперь о результатах моих поездок в метро и одного путешествия в самолете. Скажу прямо: все наушники неспециализированных компаний годятся разве что для прослушивания хип-хопа: звук различим лучше, чем в наушниках без шумоподавления, но и стук колес слышен также достаточно четко.

     

    Интересны, впрочем, наушники Sony, вставляющиеся внутрь слухового канала. Одно это позволяет им бороться с шумом (это фактически беруши). Но и недостатков хватает. Так как они плотно сидят в ушной раковине, в голову через кость начинают проникать совсем посторонние звуки. Например, провод от iPod’а, скользящий по воротнику куртки, звучит громче поезда. А мой небольшой чих отдался в ушах звуком мощного сабвуфера.

    По уровню шумоподавления и воспроизведения музыки в лидеры вырвались наушники Bose QuietComfort 3 — 30 лет исследований не прошли даром. Кстати, в этих наушниках применяется еще какая-то новая разработка — они не полностью закрыты, но гасят внешние шумы не хуже более крупных закрытых. В чем секрет, компания не колется. Единственный минус модели — цена. В России эти наушники стоят примерно 13 500 рублей. Кстати, это единственная из протестированных мной моделей, которую можно использовать только для борьбы с шумом, без всякой музыки. Вы, наверное, замечали, как тихо становится в офисе, если вдруг энергетики вырубают ток: замирают вентиляторы в компьютерах, люминесцентные лампы и прочие источники шума. Эффект от Bose QuietComfort 3 примерно такой же.

    [pagebreak]

    Но моим выбором стала модель другой компании — Jabra 820s. Jabra известна во всем мире благодаря первоклассным слуховым аппаратам. Так что с ноу-хау у них все в порядке. Кстати, именно опыт в борьбе с глухотой принес этой компании лидерство в области качественных беспроводных гарнитур для мобильных телефонов. Умение подавлять вредные шумы и усиливать полезные сигналы проявилось и в шумоподавляющих наушниках. Jabra 820s легкие, очень комфортно сидят на ушах, и в них действительно можно слушать джаз и классическую музыку в вагоне метро. А шум поезда передается исключительно через кости ног, чего я, откровенно говоря, не ожидал. Но главное — они в два раза дешевле Bose QuietComfort 3. Вот и сейчас я дописываю колонку из французских Альп, куда прилетел в наушниках Jabra. В самолете мне дали место рядом с двигателями. И это впервые меня не волновало.

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2022
      16+