Путеводитель по рынку развлечений: В твердом переплете
Повод гордиться российской культурой и бизнесом: отечественные писатели контролируют рынок, а издатели увеличивают продажи
Собирательный образ
КТО женщина, писатель, автор детективов и женских романов
РЕЗЮМЕ может заработать до $1 млн в год или больше, если ее имя Дарья Донцова
ДОХОДЫ
1. Книги в России
Самые популярные российские серийные писатели работают с издательствами «Эксмо» и АСТ. За год каждый способен написать две-четыре книги, которые будут проданы в России и СНГ совокупным тиражом до 4 млн экземпляров. Обычно автор получает 10% отпускной цены издательства, это около $0,5–0,6 млн в год до налогов. Самый читаемый автор России Дарья Донцова пишет в среднем 11 книг в год, печатается тиражом около 10 млн экземпляров, за что и получает около $1,5 млн.
2. Книги за рубежом
Совокупные продажи около 200 000 экземпляров в год — рекорд Александры Марининой, больше всего ее читают в Германии. Остальные авторы считают успехом совокупные продажи 30 000–50 000 переводных книг в год. Но в Европе, к примеру, автору платят больше — в среднем до $1 с каждого экземпляра.
3. Продажа прав на экранизацию
Права на экранизацию детективов с охотой покупают крупнейшие российские телеканалы. Например, «Россия» сотрудничает с Александрой Марининой, СТС — с Дарьей Донцовой. Цена одной книги сейчас — $100 000–150 000.
РАСХОДЫ
1. Налоги
Как правило, писатель получает от издательства гонорар, из которого уже вычтен подоходный налог в 13%. Если писатель издает книги в стране, с которой у России есть договор об избегании двойного налогообложения, он должен заплатить налог по месту жительства самостоятельно.
2. Агент / агентство
Агент, продавший книгу писателя в российское или зарубежное издательство, получает от 10% гонорара.
Вопрос/Ответ
КТО Дарья Донцова
ДОХОД $1,6 млн
— Для вас важны деньги? Вот, например, когда пишете книгу — проскальзывает мысль, что за это вы получите $100 000–150 000?
— Нет, конечно. Когда я пишу книгу, я вообще ни о чем не думаю. Более того, я как-то сказала коммерческому директору, что, если он мне перестанет давать деньги, я все равно буду писать. У меня вопрос не упирается в финансы. Я три раза попадала в ваш список, я себе уже напрятала на счастливую старость.
— Но гонорары-то радуют?
— Иметь деньги — это очень хорошо. Можно ходить в хороший фитнес-клуб, питаться хорошей едой, покупать хорошую одежду — вульгарно, но это так. Деньги дают нам свободу. Нищий вынужден идти на компромиссы.
— Сами разбираетесь со своими финансовыми потоками?
— Нет, всеми делами занимается издательство. Они рассчитывают мой гонорар и отправляют его в банк, сняв все положенные государством налоги. Какая-то сумма у меня определена, которую я трачу в месяц. В банке есть служащий, который реально советует, куда деть остальное. Сколько вложить, куда…
— Вас многое отвлекает от работы?
— Если вы встаете в шесть часов утра, то у вас легко пишется ваша норма. Я давно определила, что не пишу больше 20 страниц в день. Мне же интереснее писать, чем вам читать, меня трясет, как кошку в электропроводах. Двадцать страниц пишутся с шести утра до половины первого элементарно. А дальше делай что хочешь.
— Вы помните, сколько книг написали?
— Да, помню. Написала 98, а издала 86. Потому что в издательстве лежит 12 готовых рукописей, ближайший год закрыт. У меня на письменном столе — август 2008 года, и если я отброшу тапки в ближайшую неделю, а рукописи будут выходить-выходить, представляю вой в прессе, что на меня работала бригада.
— Скажите официально, что она на вас не работала…
— Не работала. Но это неправда. На меня работает бригада. Я теперь на фотографии на книжке с ними. У меня справа — мопс Муля, она изумительно пишет природу. Слева у меня — мопс Капа, она по диалогам. А мопс Феня закручивает сюжетную линию. Они мне диктуют, а я записываю.
— Может ли наступить момент, когда вы скажете: все, не хочу больше писать?
— Нет. Маловероятно. Если у меня отнимется правая рука, я буду писать левой. Если у меня что-то случится и с левой, я возьму в зубы карандаш и буду тыкать в клавиши нелюбимого мной компьютера карандашом. Если у меня откажут зубы, я буду диктовать. Я найду способ.
Обзор рынка
- Объем продаж книг $2 млрд в год
- Книг на душу населения 4,5 в год
Российская книжная палата (РКП) рапортует о рекорде отечественного книгопечатания: в 2006 году в России было издано 102 268 наименований книг и брошюр (рекорд времен СССР — 84 000 наименований). По этому показателю Россия на третьем месте в мире — после Китая (более 210 000 названий) и США (около 200 000).
Общий тираж книг и брошюр в 2006 году составил около 633,5 млн экземпляров. По оценкам крупнейшей российской оптово-розничной компании «Топ-книга», выручка от продажи книг в 2006 году в стране составила около $2 млрд. Это больше, чем суммарный платежеспособный спрос на музыку, кино и спорт в России (см. другие материалы рубрики «Путеводитель»). Причем объем рынка в денежном выражении растет примерно на 10% в год.
«Российский рынок выделяется и ведущей ролью национальных авторов. Аналогичную ситуацию можно наблюдать только в Америке, где лидеры продаж — американцы», — рассказывает гендиректор «Эксмо» Олег Новиков. По данным компании «Мир книги» (каталожная торговля и книгоиздательство), 64% книг в разделе fiction (беллетристика) написаны российскими авторами. А отечественных «боевиков» на рынке — около 81%. По данным РКП, в 2006-м было выпущено 2599 русских детективных и приключенческих книг тиражом 43,4 млн. Зарубежных детективов было напечатано всего 6,9 млн (799 наименований).
Литературным трудом теперь можно не просто прокормиться — хватит и на загородный коттедж. Не менее десятка писателей зарабатывают около $1 млн в год. «Некоторые авторы, традиционно получавшие со своих книг роялти, устанавливают фиксированные выплаты с каждого проданного экземпляра. Гонорары стали сопоставимы с типографскими расходами», — говорит Олег Бартенев, коммерческий директор издательской группы АСТ. «Особенно быстро растут авансы, до 10–15% в год», — добавляет гендиректор издательства «Олма Медиа Групп» Дмитрий Иванов. Отдельным авторам удается даже прорваться в дальнее зарубежье. Так, роман «Азазель» Бориса Акунина разошелся по миру тиражом более 500 000 экземпляров.
Впрочем, почивать на лаврах рано. В последние годы рост рынка идет за счет роста цен, суммарные тиражи книг снижаются (в 2006 году на 5%). В частности, читатели охладели к российскому детективу — падение тиражей в этом жанре только в прошлом году составило 10 млн экземпляров (20% к 2005 году). Издатели решают проблему привычным способом: снижая тиражи, увеличивают ассортимент. Рынок становится более «нишевым» — начинают развиваться сегменты, которых раньше не было заметно. «Например, растет поэзия, которая до 2005 года почти не продавалась», — говорит Бартенев из АСТ.