К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

С позиции денег


Покупать картины шестидесятников или Серебряный век? Спросите у своего банкира

Кто-то покупает картины и предметы старины из любви к искусству, а кто-то исключительно в инвестиционных целях. В любом случае новичкам на этом рынке важно посоветоваться со специалистом: что покупать, какие произведения искусства будут дорожать, как сделать экспертизу. Для таких клиентов банки держат в штате консультантов и советников по инвестициям в искусство, а их работу называют art banking.

Эта услуга в крупнейших западных банках доступна лишь самым богатым клиентам, которые обслуживаются в рамках wealth management. И она пользуется спросом. «Если бы в тот момент, когда я начинал покупать картины, я думал об инвестициях, то вполне мог бы зайти в банк побеседовать со специалистом», — говорит президент Альфа-банка Петр Авен, владелец одной из лучших в России частных коллекций живописи.

Собрать коллекцию картин в инвестиционных целях все равно что составить портфель ценных бумаг. Поначалу менеджер art banking должен понять, какие задачи ставит перед собой клиент, есть ли у него свои инвестиционные идеи, какие предметы искусства и какого периода ему нравятся. Затем разрабатывается стратегия, в соответствии с которой собирается коллекция. Если опыта банковских экспертов не хватает, привлекают специалистов со стороны.

 

Мировым лидером art banking считается швейцарский UBS. Подразделение банка по инвестициям в искусство находится в Базеле; чтобы воспользоваться его услугами, можно обратиться в private banking московского UBS. Со швейцарцами конкурирует Deutsche Bank, который собрал собственную масштабную коллекцию предметов искусства. У банка два офиса private wealth management art advisory — во Франкфурте и в Женеве.

В таком виде, как на Западе, art banking в России пока отсутствует, говорит Авен. Некоторые эксперты полагают, что art banking в нынешнем виде — это скорее упаковка для привлечения клиентов. Единицы банков могут дать дельную консультацию, а не только предоставить контакты аукционных домов и экспертов.

 

Тем не менее ряд российских банков начал активно развивать услугу по составлению коллекций. Услуга появилась вслед за ростом интереса богатых людей к искусству. Арт-рынок в России бурно развивается, коллекционерам нужны советы и помощь в приобретении произведений. Годовой объем российского рынка искусства консалтинговая компания Art Brand оценивает в $1–1,5 млрд, а потенциал — в $2–2,5 млрд.

Один из банков, который поможет с консультацией, — «Уралсиб». Банк предпочитает работать с искусствоведами на аутсорсинге и в случае необходимости готов поделиться контактами. «Мы не можем позволить себе держать в банке специалистов — они очень дорогие», — объясняет Валерий Чумаченко, директор по маркетингу «Уралсиб банк 121» (структура «Уралсиба» по работе с богатыми клиентами).

В Газпромбанке могут похвастаться реальным результатом. Здесь есть опыт оказания услуг по созданию частных коллекции. Дочерняя компания банка Газпромбанка «Артфинанс», рассказывает вице-президент банка Марина Ситнина,  подбирает для клиента сервис-провайдеров, экспертов, которые помогают составить коллекцию. «Артфинанс», например, может провести переговоры с аукционными домами, обеспечить участие клиента в торгах, помочь сориентироваться в ценах. Конечный выбор объекта для инвестирования — дело клиента.

 

Cерьезно развивать art banking намерены управляющая компания «Тройка Диалог» и инвестиционный банк «КИТ Финанс». В «Тройке» private banking руководит президент УК, любитель антиквариата Павел Теплухин. «КИТ Финанс», генеральный директор которого Александр Винокуров серьезно интересуется шестидесятниками, весной этого года пригласил на должность управляющего директора Маргариту Пушкину, искусствоведа по образованию. Она возглавляет проект art banking, который заработает вместе с открытием офиса для крупных частных клиентов.

Как утверждают банкиры, art banking обойдется их клиенту дешевле, чем услуги арт-дилеров, которым приходится платить 10–15% от стоимости сделки. Если же вся консультация заключается в том, чтобы выдать клиенту список телефонов экспертов и аукционных домов, возможно, она будет для коллекционера бесплатной. Это, конечно, не поможет избежать уплаты комиссионных арт-дилеру, зато даст повод поговорить со своим банкиром об искусстве.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+