Менеджмент футбольного клуба ЦСКА придумал, как вернуть акционерам часть затрат на строительство в Москве стадиона (общая стоимость работ примерно $370 млн): решено продать спонсору название новой арены. «Мы делаем предложения компаниям, для которых, как мы считаем, это может представлять интерес», — говорит коммерческий директор ПФК ЦСКА Андрей Зарубьян.
В России сделок подобного рода пока не было, но в Европе это довольно распространенная практика. Например, в 2004 году лондонский клуб Arsenal продал название своего тогда еще недостроенного стадиона авиакомпании Emirates Airlines — та заплатила около $200 млн за то, чтобы в течение 15 лет домашняя арена клуба называлась Emirates Stadium. Аппетиты ЦСКА скромнее: по словам Зарубьяна, клуб рассчитывает получать от $6 до $10 млн в год, но минимальный срок контракта — шесть лет. Имя компании появится над главным входом в спортивное сооружение, на билетах и даже на вершине 45-этажной офисной башни в форме выигранного ЦСКА кубка УЕФА, которая будет частью стадионного комплекса.
Есть ли желающие? Одним из претендентов Зарубьян называет нынешнего генерального спонсора ПФК ЦСКА, банк ВТБ (в самом банке это не подтверждают). В целом же клуб рассматривает примерно 20 компаний — от сырьевых до производителей бытовых товаров. Их названия представитель ЦСКА не раскрывает, но, как удалось выяснить Forbes, клуб ведет (или собирается вести) переговоры с LG, Samsung, «Балтикой», Heineken, Carlsberg и Efes. «Мы изучаем предложение ЦСКА, а будет ли подписан такой контракт, говорить рано», — свидетельствует представитель Efes Андрей Малафеев.
Спонсоров может насторожить ряд обстоятельств. Во-первых, как оправдать затраты? Просчитать маркетинговый эффект от приобретения стадионного имени непросто, а $6–10 млн для частной компании — большой кусок бюджета. Во-вторых, есть чисто российская специфика. «Наши спортивные СМИ не всегда охотно упоминают имя спонсора в названии какого-то события», — объясняет директор агентства по управлению брендами Brand Action Group Максим Белицкий. Один лишь пример. Компания Rambler спонсирует футбольный турнир, по контракту с Российским футбольным союзом он должен называться исключительно «Rambler — Кубок России по футболу». Но газеты этим пренебрегают, действуя, видимо, по принципу: нет денег — нет рекламы.