03.03.2009 00:00

Двумя руками

Николай Кононов Forbes Contributor
Юрий Мильнер одновременно зарабатывает на «Яндексе» и на сервисе, с которым «Яндекс» борется

Инвестиции в интернет-проекты — дело рискованное. Кто знает, что «выстрелит» через год-два, а чего пользователи даже не заметят. Самый известный инвестор в русском секторе интернета Юрий Мильнер, кажется, нашел решение этой проблемы: он инвестирует во все многообещающие проекты без исключения. Сын известного советского экономиста, Мильнер поучаствовал в создании нескольких интернет-сервисов по западному образцу — Molotok.ru (российская «калька» с Ebay.com), хостинга Boom.ru (Geocities.com) и интернет-магазина 24х7 (Amazon.com). Жемчужина его коллекции — интернет-портал Mail.ru с выручкой $80 млн в год: Мильнер покупал доли в этом портале с 2001 года и в прошлом году стал владельцем контрольного пакета. Фонду Мильнера Digital Sky Technologies (DST) принадлежат также доли в двух крупнейших социальных сетях России — Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru. Сервисы жестко конкурируют? Мильнеру и его партнеру по DST, металлургическому магнату Алишеру Усманову это обстоятельство пока не мешает. Как не мешает наличие в инвестиционном портфеле сервисов, прямо враждующих друг с другом.

Около года назад DST приобрел блокирующую долю (25,1%) в ООО «Сапе», владеющем интернет-биржей ссылок Sape.ru. Что это за биржа? Допустим, что у вас есть интернет-магазин мобильных телефонов или кондиционеров. Вы не заработаете ни копейки, пока на ваш сайт не придут те пользователи, которые прямо сейчас ищут кондиционер или телефон. Самый простой способ привлечь их — купить баннерную или контекстную рекламу. Но дешевле добиться, чтобы сайт оказался в поисковых машинах на верхних позициях по соответствующему запросу. Помочь в этом готовы специалисты сформировавшейся в последние годы индустрии оптимизации сайтов для поисковых систем (Search Engine Optimization, SEO). У них в арсенале немало приемов, из них самый эффективный — сделать так, чтобы на сайт их клиента ссылалось как можно больше других сайтов. Тогда поисковики сочтут этот сайт авторитетным и в результатах поиска поставят его выше.

Чтобы продвинуть сайт вверх в высококонкурентных тематиках, ссылки надо закупать тысячами. Тут на помощь оптимизаторам и приходят ссылочные биржи — интернет-площадки, на которых в автоматическом режиме предлагают свои страницы под ссылки десятки тысяч сайтов самого разного объема, тематики и уровня популярности. Одна ссылка стоит от нескольких центов до нескольких сотен долларов в месяц, а всего в прошлом году, по оценке агентства интернет-маркетинга «Ашманов и партнеры», оборот российских ссылочных бирж составил $50 млн, из которых сами биржи заработали $5 млн — обычная биржевая комиссия составляет 10% от сделки. Крупнейшая из российских ссылочных бирж — Sape.ru.

Ее создали в 2002 году два программиста-оптимизатора Евгений Пошибалов и Александр Музыка. В 2008 году выручка биржи составила $30 млн, комиссия за услуги — $3 млн. Купив блокирующий пакет в «Сапе», фонд DST занялся легализацией денежных потоков биржи: в прошлом году от пользователей потребовали внести в систему свои паспортные данные для уплаты налогов.

Тем не менее весь бизнес Sape.ru зависит от того, удастся ли поисковым системам ликвидировать влияние «коммерческих» ссылок на поиск. Владельцы поисковиков не устают повторять, что оптимизаторы — их враги, и прикладывают немало усилий для борьбы с ними. Например, постоянно меняют алгоритмы поиска так, чтобы снизить влияние оптимизаторских приемов на выдачу результатов поиска. «Покупные ссылки — это попытка искусственного повышения авторитета сайта в глазах поисковой системы. Любые действия, направленные на манипуляцию результатами поиска без реального улучшения качества сайта для пользователя, мы считаем некорректными», — говорит Александр Садовский, руководитель отдела веб-поиска «Яндекса». «Почему DST решил купить такой высокорисковый бизнес, который настолько сильно зависит от настроения превосходящей внешней силы, «Яндекса», я не знаю», — удивляется Игорь Ашманов, владелец компании «Ашманов и партнеры». Сам Мильнер не стал обсуждать с Forbes эту тему.

Тем временем принадлежащий Мильнеру портал Mail.ru продает контекстную рекламу через принадлежащую «Яндексу» систему «Директ» (direct.yandex.ru) и позволяет посетителям вести поиск в интернете с помощью поисковой машины «Яндекса». Получается, что DST зарабатывает одновременно на поиске и рекламе в «Яндексе» (Mail.ru) и на обходе алгоритмов «Яндекса» (Sape.ru).

Представители «Яндекса» отказались отвечать на вопросы Forbes, как компания относится к тому, что ее крупный партнер является совладельцем системы, действующей наперекор принципам поисковика. «Яндекс» лишь обещает сделать все, чтобы в минимальной степени учитывать при поиске ссылки Sape.ru. «Чем меньше полезной информации в SEO-ссылках, тем меньше они влияют на поиск», — утверждает Александр Садовский. А среди оптимизаторов распространено мнение, что «Яндекс» пока просто не в силах что-либо сделать с ними. «Все ссылки бирж у «Яндекса» под колпаком, но убивать их влияние они не хотят — ведь ссылками продвигаются по-настоящему релевантные сайты. Так что если биржи обрезать — релевантность поиска исчезнет», — объясняет специалист одной из крупнейших оптимизаторских компаний России Bdbd.ru, попросивший не называть его имени.

Новости партнеров