Контекст
Для процветания нам надо больше миллионеров и больше банкротов. — Джозеф Кейт, британский политик-консерватор
ВВП за решеткой
По [статье «Незаконное предпринимательство»] ежегодно осуждаются десятки тысяч человек. По некоторым оценкам, примерно треть от миллиона российских осужденных приговорены к лишению свободы по так называемым экономическим преступлениям. Мы прикинули: 300 000 находящихся в неволе, каждый из которых мог бы создать десять рабочих мест со средней зарплатой в тысячу долларов в месяц, с учетом налогов и своих доходов, могли бы за год создать 8% российского ВВП. Получается, что правоохранительно-карательно-судебная система в полном смысле ежегодно съедает годовой прирост российской экономики в «тучные» годы! Абсурдность такой ситуации ясна всем, но в ходе обсуждения сразу же стало понятно, что одной отмены статьи недостаточно, нужно еще, чтобы «главный начальник строго запретил тридцати своим подчиненным звонить в суды». А еще хорошо бы поменять судейское мировоззрение, для чего, может быть, нужно «размыть» судейский корпус «десантом» из третейских судов предпринимательских объединений. А еще хорошо бы сдвинуться в сторону прецедентного права при рассмотрении хозяйственных споров. А еще … и тут стало понятно: теория малых дел не работает. Ну не может даже самое квалифицированное экспертное сообщество подменить собой отсутствующую политическую волю!
— Сергей Алексашенко, в своем блоге
Огорчение Шувалова
[На Красноярском экономическом форуме] споры о технологической модернизации очень быстро привели участников к выводу, что экономическому обновлению должна предшествовать модернизация политических институтов и общества. Власти, как следует из выступления [первого вице-премьера] Шувалова, к этому не готовы… «Фактор социальной стабильности надо учитывать как реальный политический приоритет. Нам нужна такая модернизация, которая не должна превышать пороги нормальных потерь», — сказал Шувалов… Еще одна цитата из его выступления на форуме: «Главное — нам не нужно потерять темпы и до 2020 года продолжить такую жизнь, какую мы прожили за последние 15 лет» — ставит окончательный диагноз… Шувалов был огорчен итогами онлайн-голосования на пленарном заседании форума: 70% собравшихся заявили, что не понимают, чего хочет власть, говоря о модернизации.
— «Ведомости»
Защита в ущерб
Безработица [в России в прошлом году] увеличилась на 8,2%. Это не самый плохой показатель в мире. В США безработица составляет около 10% численности экономически активных граждан. Но, по оценке МВФ, спад экономики США прошлой осенью вписывался в 3%. Спад же российской экономики составил за минувший год минимум 8,5%. Все эти данные постоянно корректируются и обновляются. Но общий тренд понятен: в России сокращение ВВП опережает рост безработицы… Отчего у нас кризис не заставил работать больше и быстрее, а напротив, стала падать производительность труда? Власти декларируют, что первостепенной задачей отныне является социальная защита населения. [И в результате] щедро финансируется консервация неконкурентоспособных производств.
— «Газета.ru»
Обама в тисках
По мере того, как Барак Обама увязает в ожесточенных политических баталиях у себя дома, его амбициозные проекты перестройки американской внешней политики отходят на второй план… По словам президента Фонда Карнеги Джессики Мэттьюз, Обама оказался в тисках у «расколотого Сената», который расстраивает большинство его планов, в частности по реформе здравоохранения и трудового законодательства. А поскольку на ноябрь намечены промежуточные выборы в конгресс, вопросы внутренней политики никак нельзя обойти — особенно учитывая рост безработицы почти до 10%.
— Associated Press