К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Червь сомнения


Геннадий Никонов гордится тем, что он крупнейший в мире производитель пиявок. Впрочем, не все разделяют его оптимизм.

Актриса Деми Мур как-то заметила, что пиявки — хорошее средство для восстановления красоты и молодости. Это случилось после того, как Мур прошла в Австрии курс лечения пиявками — гирудотерапии. «Пиявки, конечно, гораздо лучше всех этих новомодных процедур кровоочищения», — подтверждает подмосковный предприниматель Геннадий Никонов.

Закончили чтение тут

Никонов — основатель компании с претенциозным названием «Международный центр медицинской пиявки», крупнейшего в стране производителя этих кольчатых червей. Из 7 млн пиявок, которые выращиваются в России за год, 3 млн штук приходится на фабрику Никонова. Куда они идут? В тысячи клиник по всей стране. Главная ценность пиявок не в том, что они «пускают кровь», как принято было считать в Средневековье, а в том, что в их слюне присутствуют биологически активные вещества. Гирудотерапия помогает при кожных и офтальмологических заболеваниях, ревматизме, артрите и тромбозах.

Такого, как в России, интереса к пиявкам нет больше нигде в мире. В Америке, к примеру, в гирудотерапии в основном применяют пиявок, выловленных в естественной среде (около 500 000 в год). В Европе пиявок выращивают только два предприятия: в Великобритании (100 000 штук) и во Франции (500 000 штук). Причем французской компании Ricarimpex своей продукции не хватает — еще 500 000 пиявок в год она закупает у Никонова.

 

Однако большие мощности не гарантируют больших доходов. Клиенты Никонова зарабатывают на его пиявках больше, чем он сам. «Международный центр медицинской пиявки» продает пиявок по 48 рублей (себестоимость оценивается в 30 рублей). В московских клиниках при процедуре гирудотерапии пиявка стоит уже 80 рублей, а консультация врача-гирудотерапевта — в десять раз больше. Конкурент Никонова Олег Каменев, президент питерской компании «Гирулайн», выращивающей 1 млн пиявок в год, оценив доходы своих клиентов, организовал курсы врачей-гирудотерапевтов — в прошлом году десятидневный курс за 14 000 рублей прошли 130 человек. Никонов, впрочем, тоже нашел дополнительный источник увеличения прибыли.

Еще в советское время, работая на биофаке МГУ, он изучал пиявок. В 1994 году Никонову предложили возглавить подмосковную биофабрику, на которой пиявок выращивали в промышленных количествах (позже, в процессе акционирования, он стал владельцем контрольного пакета фабрики). В СССР фабрика была самой крупной и производила 800 000 пиявок. Но в начале 1990-х объем сократился в четыре раза, за всем хозяйством присматривало всего 15 человек. Главной проблемой, о которой Никонов даже сейчас вспоминает с содроганием, было отсутствие свежей крови для кормления пиявок — ее нужно несколько тонн в месяц, а все ближайшие мясокомбинаты к тому времени перешли на переработку мороженого мяса.

Спрос на пиявок в 1994-м был слабым, и, чтобы как-то столкнуть продажи с мертвой точки, Никонов решил реализовать на практике свои идеи, изложенные в докторской диссертации. Одна из них — биологически активные вещества пиявки не только полезны сами по себе, но и являются отличным проводником других лекарственных средств. «Я варил мази в кастрюле, подолгу подбирая состав, — вспоминает бизнесмен. — Эффект оказался таким, что при клинических испытаниях мазь вызывала ожоги, ведь даже ромашка, когда ее много, становится агрессивной». По словам Никонова, проникновение в кожу полезных веществ в составе кремов и мазей на основе пиявки составляет 80%.

За 16 лет производство косметики на фабрике выросло в 15 раз, до 30 000 упаковок в месяц. Непритязательную упаковку первых партий сменили баночки и тюбики итальянского и германского производства, производственная линейка выросла с четырех до 42 наименований, у предприятия появился штатный дизайнер и собственная торговая марка Dr. Nikonov. Из $5 млн годовой выручки треть теперь приходится на косметику. У компании есть две собственные торговые точки, косметика продается в специализированных интернет-магазинах и аптечных сетях.

Два раза в месяц на фабрике проводятся двухдневные курсы для врачей-гирудотерапевтов, которые приезжают в столицу для повышения квалификации. Обучение бесплатно. «Через врачей идет продвижение нашей продукции», — объясняет Никонов. Судя по всему, схема работает, хотя цены на некоторые продукты кажутся баснословными: у Никонова есть крем по уходу за кожей стоимостью 47 500 рублей за 20 мл. (Цена зависит от концентрации слюны пиявки в средстве, объясняет предприниматель.)

 

«Гели у него очень хорошие», — признает владелец люберецкой компании «Гирудо-Мед» Сергей Ермаков, 10 лет назад ушедший от Никонова из-за возникших разногласий. Его фирма теперь сама выращивает 2 млн пиявок в год, причем Ермаков продает своих пиявок на 10 рублей дешевле, чем Никонов. О старом конфликте бывшие партнеры стараются не вспоминать: собственной косметики у Ермакова нет, поэтому в его фирменной аптеке продается продукция бывшего коллеги.

Сам же Никонов продолжает разрабатывать все новые кремы. «В слюне пиявок содержится 100–150 биологически активных веществ, из них изучено и описано не более тридцати, — говорит Никонов. — Изучай и применяй». Вместе с французскими коллегами из Ricarimpex в Университете Бордо и в российских клиниках Никонов сейчас проводит доклинические и клинические испытания биокорректоров, мазей и препаратов, сделанных на основе активных веществ пиявок.

Официальная медицина к таким разработкам пока относится без энтузиазма. «В этом есть немножко Средневековья, — считает заместитель председателя формулярного комитета РАМН Павел Воробьев. — Пиявки определенно оказывают положительное влияние на течение разных заболеваний. Но не думаю, что широкое применение гирудотерапии в клинике целесообразно».

Никонова такое заключение ничуть не смущает — он продолжает вести исследования и ждет, что рано или поздно пиявки будут востребованы большими фармацевтическими компаниями, которые смогут использовать их при производстве настоящих лекарств. «И к кому они пойдут за сырьем? — спрашивает Никонов. — Только к нам, носителям фабричных технологий, монстрам мировой пиявочной промышленности».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+