03.08.2010 00:00

Мимо кассы

Роман Дорохов Forbes Contributor
У вас домашний концерт? Нью-йоркский программист Олег Абдрашитов продаст на него билеты

Во сколько обходится билет на концерт организатору мероприятия? Стоимость бумаги и печати — 3–5 рублей, за продажу билетов кассы возьмут свой процент. 37-летний программист из Нью-Йорка Олег Абдрашитов избавит от забот рок-группы, организаторов выставок и благотворительных мероприятий, если они передадут всю возню с билетами созданной им системе QRickets. Нужно лишь зарегистрировать на сайте Qrickets.com мероприятие и ввести номер банковского счета или электронного кошелька — и остается только подсчитывать выручку. Пользователи оплачивают покупку кредитными карточками, через систему PayPal или другими виртуальными деньгами, затем билет надо распечатать на обыкновенном принтере. А билетер на входе проверит подлинность билетов с помощью iPhone, которому для этого понадобится бесплатное приложение от Qrickets.com. На мероприятие можно попасть через несколько входов? Не проблема: телефон каждого билетера сверяет билет с базой продаж через интернет.

Через QRickets продавала 95-долларовые билеты на благотворительный концерт организации Crawfish for Cancer (CFC) — «Раки против рака». Она собирает деньги на борьбу с пока неизлечимой формой рака, множественной миеломой. Теплым субботним вечером 8 мая на Манхэттене всем посетителям концерта в кафе Boat Basin предлагали вареных раков, напитки и живую музыку. Президент CFC Джеймс Кроуэлл говорит, что решение QRickets сработало безупречно и его можно использовать при проведении мероприятий любого масштаба.

Олег Абдрашитов после окончания МФТИ учился в Колумбийском университете, работал программистом в инвесткомпаниях Нью-Йорка. Летом 2008 года, в разгар кризиса, его уволили из банка Bear Stearns, потерявшего $1,6 млрд на ипотечном кредитовании. Вместо бесперспективного поиска работы в кризисный год Абдрашитов решил вернуться в Москву и заняться интернет-предпринимательством. Запустил два стартапа: сайт Fudik.ru представляет собой объединенную базу ресторанов, занимающихся доставкой еды, а Printio.ru распечатывает картинки пользователей на футболках и открытках.

Год назад программист узнал о двухмерном штрихкоде, разработанном еще в 1994-м японской компанией Denso-Wave. Есть несколько подобных технологий — PDF417, DataMatrix, Maxi Code, они выглядят похоже — это квадрат, заполненный черными и белыми прямоугольниками. В Denso-Wave его назвали QR-код (от quick response — быстрый отклик; отсюда же название QRickets). Сама Denso-Wave зарабатывает продажей сканеров для этих штрихкодов, но теперь их можно считывать и мобильным телефоном или ноутбуком со слабой фотокамерой — в отличие от обычных штрихкодов, требующих специального лазерного сканера, знакомого каждому по кассам в магазинах. В стандартном QR-коде можно зашифровать 7089 цифр или 4296 букв.

В Японии QR-коды используют повсеместно: они заменили обычные штрихкоды на продуктовых товарах, их ставят на рекламные объявления и т. д. Абдрашитов сначала решил продвигать QR в качестве элемента скидочных карт, но вскоре нашел другое применение — билеты. Для раскрутки сервиса программист написал приложение для iPhone, которое и разместил для бесплатного скачивания в магазине App Store от Apple.

Идея, что называется, «выстрелила». QRickets появился в App Store в середине апреля. «Клиенты пошли с первого дня, причем мы ни копейки не потратили на рекламу», — рассказывает Абдрашитов. Большинство наших клиентов по миру — странные мероприятия, я даже не знал, что такие бывают». Какие именно? Шоу фокусников, платные тренинги, домашние концерты, турпоездки. Через QRickets провели уже около 3000 мероприятий в Чехии, Бахрейне, Новой Зеландии, США — везде, где знают, что такое iPhone.

Абдрашитов признает, что его стартап сильно напоминает американский сервис по организации мероприятий Eventbrite.com. Однако у последнего нет автоматической проверки подлинности билетов. Eventbrite — основанный в 2006 году стартап, привлекший $10 млн, из которых $6,5 млн — от известного фонда Sequoia Capital. В 2009-м продажи билетов на мероприятия через Eventbrite составили $100 млн, а в I квартале 2010-го — $41 млн, у сайта около 3 млн посетителей в месяц. Основные клиенты Eventbrite — не Бритни Спирс или U2, а менее известные музыканты, организаторы платных тренингов и т. д. Основатель Eventbrite Кевин Катц рассказывал журналистам, что его компания целенаправленно ориентируется на фирмы с небольшими доходами и массовый рынок.

В России летом прошлого года заработал клон Eventbrite — система Timepad.ru. В Timepad уже столкнулись с QRickets: недавно компания Абдрашитова разослала предложение перейти к ней всем клиентам, информация о которых размещена на сайте Timepad. (Абдрашитов, впрочем, уверяет, что его фирма разослала предложения всем компаниям, которые организовали свои мероприятия через интернет, а клиенты Timepad попали в их число не по злому умыслу.) Совладелец Timepad Людмила Павлова говорит, что тоже изучала использование QR для считывания билетов с помощью мобильных телефонов, но пока получается «медленно и ненадежно для серьезных мероприятий».

Абдрашитов является поклонником идеи bootstrapping — запуска стартапа на свои деньги без привлечения внешних инвестиций. Накопленных от работы в Нью-Йорке средств ему хватает на развитие всех трех текущих проектов, в которых занято 10 человек. В Qrickets.com Абдрашитов вложил несколько десятков тысяч долларов, но до конца года не собирается получать от сервиса ни копейки выручки. Только в 2011 году QRickets начнет брать по 30–50 рублей ($1 за рубежом) за каждый проданный через сайт билет. Брать с покупателей — для организаторов сервис будет по-прежнему бесплатным.

Недавно Apple подала заявку, решив запатентовать использование QR для проверки билетов с помощью телефона. Абдрашитов считает, что эта заявка подтверждает правильность его идеи: крупные компании будут биться за рынок больших мероприятий, а QRickets интересуется небольшими. Каков размер пирога? Eventbrite оценивает только американский рынок «небольших мероприятий» в $36 млрд.

Новости партнеров