К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 
  • 02 августа 2011 г.

Властелин коррозии


Как предприниматель Лев Балдаев зарабатывает на защите металла.

«Если бы в стране было больше здравомыслящих людей, мосты, металлоконструкции, резервуары не красили бы раз в пять лет, а защищали лет на двадцать сразу. И у наших ворот стояли бы очереди», — мечтает Лев Балдаев, основатель холдинга «Плакарт», который разрабатывает и производит защитные покрытия.

Химик Балдаев зарабатывает на научных разработках. Технологией газотермического напыления и наплавки, на которой специализируется «Плакарт», он занимался еще в одном из советских НИИ, а в 2008 году написал на эту тему докторскую. Суть метода такова: газовой струей на поверхность изделия на огромной скорости наносят частицы металлической смеси, в результате чего образуется защитный слой толщиной от десятков до сотен микрон.

Среди его заказчиков «Газпром» и «Лукойл», последние несколько лет бизнес Балдаева рос не менее чем на 40% в год, годовая выручка холдинга — около $10 млн. Но кондиционеры в подмосковном офисе Балдаева появились только после прошлогодней жары. «Я в течение 19 лет не давал разделить ни копейки из прибыли, все пускал на развитие. Понимал, что, если мы сегодня истратим деньги, завтра нас не будет», — говорит предприниматель.

 

В 1990-е он и еще пятеро научных сотрудников открыли цех по восстановлению изношенных узлов оборудования. Проблема износа актуальна для любого оборудования, так что обращались все — от автосервисов (напылением лечится износ рулевой рейки) до нефтедобывающих компаний. Балдаев же мечтал не только продлевать жизнь бэушных деталей, но и поставлять заводам-производителям технологию, материалы и оборудование для напыления. Его компания участвовала в отраслевых выставках, проводила семинары. Заводы особого интереса не проявляли. Предприниматель решил заходить через конечных потребителей.

В 2001 году компания Балдаева по заказу «Самаранефтегаза», тогда еще входившего в структуру ЮКОСа, нанесла защитные покрытия на корпуса центробежных насосов, которые опускаются непосредственно в скважину. Вскоре технологию с подачи нефтяников стал использовать крупнейший производитель таких насосов «Алнас» из Альметьевска, заинтересовались и другие заводы.

Производственные площадки компании Балдаева «Технологические системы защитных покрытий» (ТСЗП), на базе которой был создан холдинг «Плакарт», появились в Перми, Тюмени, Башкирии, Нижнем Новгороде. Сейчас готовится к открытию цех в Питере — там большой объем работ для «Силовых машин».

Интерес потребителей понятен. Защитные покрытия увеличивают ресурс использования оборудования в 3–5 раз. Особенно это актуально для агрегатов, работающих в агрессивной среде. Скажем, в колоннах абсорбера — установки по очистке газа, где от природного газа отделяют сероводород, — коррозия съедает в год по 6–12 мм металла. По заказу «Газпрома» компания Балдаева сделала напыление на внутренние поверхности установки. Процесс коррозии остановился. Экономию дает и возможность использовать другие материалы — если применять покрытия, то дорогую нержавейку можно заменить более дешевой сталью.

Правда, защиту от коррозии и износа можно обеспечить разными способами, и их освоил не только Балдаев. «В Москве есть три компании, у которых есть производство, — мы, балдаевский «Плакарт» и «Техникорд», — говорит Сергей Бульканов, ведущий технолог «Технапа». Растет активность в России и швейцарской Sulzer, 31% акций которой в 2007 году приобрел Виктор Вексельберг. В прошлом году, по словам Михаила Лифшица, директора по развитию высокотехнологичных активов группы «Ренова», портфель заказов от российских потребителей утроился, в этом году ожидается рост в два раза.

 

Преимущество Балдаева в том, что он, используя собственный опыт в науке, может подстроиться под клиента и выполнить даже самый сложный заказ. Это требует немалых усилий: только в 2010 году он потратил на исследования и разработки более трети выручки компании. Одна из последних «фишек» — наноструктурированные покрытия: за счет использования новых материалов «Плакарт» может формировать свойства покрытия непосредственно в процессе напыления. Гибкость компании оценили в НПО «Сатурн», применив новое покрытие при разработке двигателя для истребителей пятого поколения. «Энергичный, креативный и моментально реагирует на наши пожелания», — характеризует Балдаева Евгений Марчуков, генеральный конструктор НТЦ им. Люльки НПО «Сатурн».

Сейчас Балдаев взялся за самый важный в его жизни проект с бюджетом 3,8 млрд рублей. Ради него он даже бросил оперативное управление компанией. Вместе с «Роснано» «Плакарт» создает сеть центров по разработке и нанесению покрытий в крупных промышленных городах — Перми, Уфе, Тюмени, Петербурге и др. Большую часть денег выделят «Роснано» (1,22 млрд рублей) и другие инвесторы — Росатом и «Объединенная двигателестроительная корпорация». Некоторые продукты Балдаева превосходят мировые аналоги, говорит управляющий директор «Роснано» Александр Кондрашов. Основатель «Плакарта» будет двигать вперед научную составляющую проекта и разъяснять преимущество своего метода крупным компаниям. Ведь именно недостаток понимания со стороны заказчиков он считает главной угрозой своему бизнесу. Сейчас продавать технологию сложнее, чем пять-семь лет назад. «Тогда мы имели дело со специалистами, которые разбирались в теме. Сегодня — с менеджерами». И это, по мнению Балдаева, серьезная проблема: их не волнует долгосрочная экономия, бонусы дают за снижение текущих издержек.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+