Как покорить Китай
Проигрываете конкурентам в Европе и США? Возьмите самый растущий рынок — Китай. Сложите все свои азиатские активы — 19 совместных и собственных предприятий — в одну корзину. Перевезите в шанхайскую штаб-квартиру всех менеджеров по Азии, передайте китайской компании права на интеллектуальную собственность и покажите китайским инженерам свои лаборатории. Слишком рискованно? А ведь именно так Alcatel в начале 2000-х закрепилась на телекоммуникационном рынке в Китае и превратилась в глобальную компанию. Легко понять, почему она решилась на эту авантюру: один из корпоративных принципов французской компании гласит, что бизнес — это приключение.
«Мы решили, что Китай готов стать ведущим игроком не только в Азии, но и в мире», — рассказывал тогдашний CEO Alcatel Серж Чурук. И, что важно, транснациональные конкуренты в то время бились за Европу и Америку. Выбор Китая как центра разработки и производства телекоммуникационного оборудования в 2002 году стал очевиден — по количеству пользователей услугами связи (388 млн человек) Китай обогнал США.
Alcatel, инвестирующая в телекоммуникации в Китае с 1985 года, решила консолидировать два десятка «дочек» и СП на базе самой крупной компании Shanghai Bell. Не жадничать, отдав китайскому партнеру TCL Mobile 50% и открыв доступ ко всем новым технологиям (несмотря на то что 60% выручки дают как раз технологии, разработанные в течение последних трех лет). Плюс создать венчурный фонд и собственный R&D-центр.
Подготовка сделки заняла два года — в результате в мае 2002 года появилась компания с оборотом $2 млрд, ведущая продажи во всех провинциях КНР. Интеграция глобальных ресурсов и сильных местных компетенций оказалась результативной: отдел продаж, например, разыгрывал национальную карту, а когда надо — ссылался на опыт европейских внедрений, чем не могли похвастать конкуренты. Появился драйв — талантливые китайские сотрудники получили возможность делать карьеру по всему миру. Получив доступ к технологиям лабораторий Alcatel, китайский центр R&D, в свою очередь, начал делиться с ними идеями— вскоре Alcatel Shanghai Bell стала экспортировать как продукцию, так и интеллектуальную собственность. «Мы смогли обновить Alcatel, компания стала моложе, ярче, современнее», — говорит Серж Чурук.
— По материалам кейса IMD