Покупайте растущее

Китайское искусство меняет приоритеты арт-рынка, но дорожает не только оно. текст: Юлия Виноградова

Китайские художники XX века

Свершилось то, чего рынок с нетерпением ждал последние пару лет: Пабло Пикассо и Энди Уорхол перестали быть самыми продаваемыми в мире художниками. С первых строчек в ежегодном рейтинге агентства Artprice их сместили китайцы — пейзажист Чжан Дацянь и художник и каллиграф Ци Байши. В 2011 году работ первого в мире было продано на $506,7 млн, второго — на $445,1 млн. Многолетние лидеры Пикассо и Уорхол теперь довольствуются третьим и четвертым местом ($325,9 млн и $314,7 млн соответственно), а на пятом снова китаец — Сюй Бэйхун. В целом шесть из десяти самых продаваемых в мире художников в 2011 году — выходцы из Китая. Такого не было никогда.

Международный рынок современного искусства растет хорошими темпами: согласно отчету аукционного дома Christie’s за первую половину 2012 года, департамент послевоенного и современного искусства наторговал на $921,8 млн — рост на 31% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. И конечно, работы таких икон западного искусства, как Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Марк Ротко и Герхард Рихтер, остаются надежными инвестициями, но внимание все же стоит обратить на новых игроков, китайских художников XX века, лучшие из которых уже обогнали европейских и американских конкурентов по ценам и объемам продаж. По результатам прошлого года одним из самых дорогих стал художник Цуй Жучжоу (родился в 1944-м), чья работа «Лотос» на гонконгских торгах Christie’s была продана за $15,8 млн. А в июне 2012-го произведение послевоенного классика Ли Кэжаня «Горы в красном» ушло с молотка на торгах пекинского аукционного дома Poly International Auction за $46 млн.

Основными покупателями китайской живописи остаются сами китайцы, и китайский арт-рынок формируется преимущественно внутри страны. Что, однако, не помешало Китаю по итогам 2011 года занять почти 40% продаж мирового арт-рынка. Первые имена стоят уже очень дорого, впрочем, у таких китайских художников, как Чжан Сяоган, Фу Баоши, Хуан Чжоу, наряду с миллионными работами есть хорошие вещи значительно дешевле. Кто из художников второго и третьего ряда вскоре пойдет на штурм первых строчек рейтингов, предугадать трудно. В этом еще одна интрига китайского арт-рынка.

Британская графика

В любые времена, особенно во времена смутные и кризисные, самым стабильным сегментом арт-рынка остаются старые мастера, покупка которых предполагает долгосрочные, но весьма надежные инвестиции. Так, торги Christie’s, посвященные этому сегменту рынка, в июле 2012 года принесли аукционному дому выручку $133 млн — рекорд за всю историю аукционов этой тематики. Отчасти такой результат связан с тем, что в нынешнем году особое положение в этом сегменте арт-рынка занимает британская живопись, интерес к которой вместе с ценами растет с каждым годом. На торгах Christie’s был установлен громкий рекорд: «Плотину» Джона Констебля купили за рекордные для британского живописца £22,4 млн. Констебль уступает в списке самых дорогих британцев Лоуренсу Альма-Тадеме и Джорджу Стаббсу (рекорды на их работы были последовательно установлены в 2010 и 2011 годах) и, конечно, Уильяму Тернеру, самое дорогое полотно которого было продано в 2010-м за $45 млн. Качественная британская живопись появляется на аукционах не так часто, поэтому повышенным спросом пользуется графика. На тех же торгах Christie’s активно росли в цене в два-три раза рисунки Гейнсборо, Констебля, Исаака Оливера, Томаса Лоуренса. А на аналогичных торгах Sotheby’s небольшая акварель Тернера (20 х 30 см) выросла в цене с предварительных £600 000–800 000 до £1,05 млн. Возможно, отчасти тенденцию последних лет подкрепила и Олимпиада в Лондоне, внесшая свой вклад в моду на все английское.

Густав Климт

Австриец Густав Климт не нуждается в особенном представлении, но в этом году он однозначно станет одним из главных арт-брендов: в 2012 году мир отмечает 150-летие со дня его рождения. Новый всплеск интереса к личности художника неизбежно приведет к росту цен на его работы, хотя и без того Климт уверенно входит в пятерку самых дорогих художников мира. В списке рекордов аукционных продаж Климт занимает сейчас шестое место: его «Портрет Адели Блох-Бауэр II» 1912 года был продан на Christie’s в 2006 году за $88 млн. «Неофициальный» рекорд Климта еще выше: в том же 2006 году в рамках частной, закрытой сделки при посредничестве Christie’s другой портрет Адели Блох-Бауэр, работы 1907 года, был продан за $135 млн. Сумма официально не разглашалась, но ее не опровергают участники сделки — покупателем стал известный парфюмерный магнат и коллекционер Рональд Лаудер. Разумеется, появление на рынке таких знаковых и дорогих работ — большая редкость, но вот графика Климта появляется довольно часто, хотя и стоит недешево. В марте этого года на ярмарке TEFAF галерея Wienerroither & Kohlbacher выставила карандашный эскиз Климта по цене €195 000, а на майских и июньских торгах Christie’s совсем небольшие наброски художника уходили по цене от $25 000 до $40 000. Впечатляют и цены на печатную графику — так, альбом с работами Климта, изданный в 1918 году, на торгах Sotheby’s в мае 2012 года ушел за €46 000 (при эстимейте €20 000). А в июне несколько карандашных набросков Климта разошлись на Sotheby’s по ценам от £17 500 до £97 200.

- Юлия Виноградова

рейтинги forbes