К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Нам с вами по пути

фото Артема Голощапова для Forbes
фото Артема Голощапова для Forbes
Московский бизнесмен предлагает делиться автомобилями, вместо того чтобы их покупать. Как это работает и получится ли из этого успешный бизнес?

«Я долгое время мучил себя вопросом: как разгрузить дороги и уменьшить пробки?» — рассказывает Роман Ильканаев, автор новой для Москвы услуги carsharing. Ильканаеву 47 лет, он москвич, но его семья живет в Вене. Именно там он и нашел ответ. «Два года назад я увидел, как человек подошел к ярко раскрашенному автомобилю, открыл его с помощью карточки и уехал», — вспоминает Ильканаев. Сыновья (18 и 22 года) ему тотчас разъяснили, что это  своеобразная услуга проката автомобилей, которой они давно и активно пользуются.

Что означает «поделись машиной» (так буквально переводится carsharing на русский)? В Вене уже больше полумиллиона автомобилей, которые можно в любой момент открыть и поехать, заплатив лишь за время использования машины. Ильканаев, занимавшийся до этого продажей русских продуктов питания в Европе, решил попробовать ввести подобную услугу в Москве.

Весной 2012 года предприниматель поделился идеей со своими столичными друзьями, предпринимателями Салимом и Сабиной Якубовыми, и те решили его поддержать. «Услуга популярна на Западе, а у нас для многих она решила бы проблему личного транспорта», — пояснил в интервью Forbes Салим Якубов. Летом прошлого года предприниматели создали ООО «Ситикар»: 95% принадлежит Сабине Якубовой (супруга Салима) и 5% — Леви Ильканаеву (сын Романа). Предприниматели вложили 60 млн рублей собственных и заемных средств в покупку около 50 автомобилей VW Polo, оборудование, а также разработку приложения AnyTime для смартфонов, с помощью которого и работает вся система.

 

Как воспользоваться услугой? Корреспондент Forbes узнал это на собственном опыте, вступив в клуб AnyTime с помощью мобильного приложения (можно также зарегистрироваться на сайте или позвонить диспетчеру, менеджер компании в тот же день свяжется с клиентом и приедет подписать договор). Чтобы добраться с утра на встречу в кафе, а дальше на работу, машину пришлось заказать накануне вечером — утром черный VW Polo бесплатно поставили около дома (в течение дня эта услуга стоит 500 рублей). Дальше все управление заказом ведется через приложение в смартфоне. Кнопка «открыть автомобиль» — там же в приложении, но на самом деле это делает диспетчер, поэтому, если вдруг пропал интернет, можно просто позвонить (но это не пригодилось). Внутри: документы и карточка для заправки в бардачке, навигатор и ключ-кнопка, чтобы завестись. Выбираем: поминутная оплата — 9,9 рубля, час — 594 рубля, сутки — 2500 рублей. Если использовать кнопку «закрыть», машина остается закрепленной за клиентом. Если «завершить аренду», то использование автомобиля закончено.

Итог: почти три часа использования автомобиля обошлись Forbes в 1750 рублей. Можно было бы в кафе «завершить аренду» и не платить лишние 600 рублей за простой, но тогда был бы риск, что кто-то забронирует свободный автомобиль и уедет. Кстати, бронь держится 20 минут — за это время нужно успеть в него сесть. Допустим, следующий клиент повезет детей за город: его расходы за 50 минут составят 495 рублей плюс дополнительная услуга — обратный вывоз машины 500 рублей, так как она оставлена за МКАД.

 

Даже для Москвы услуга пока кажется дорогой: опрос компании Online Market Intelligence (OMI), сделанный специально для Forbes, показал, что такого мнения придерживаются 59% москвичей. Хотя в сравнении с традиционным прокатом услуга выгодна: московский «Пилот-авто» на сайте предлагает такую же машину за 2900 рублей в сутки, а его конкурент Eternal avto — за 2000 рублей, но лишь

на двое суток. Кроме того, в каршеринге не нужны залог, возврат, мойка и заправка. Средний чек таксистов в системе «Яндекс.Такси» составляет 600 рублей. Таким образом, суточная стоимость аренды эквивалентна в среднем четырем поездкам на такси, а часовая — одной. Тарифы AnyTime совпадают с европейскими: у DriveNow (BMW) одна минута поездки стоит минимум 31 евроцент (около 14 рублей), а у СiteeCar, оказывающей услуги в немецких городах, — 20 евроцентов за километр.

С апреля 2013 года услуга нашла отклик у 1000 клиентов. Как говорит Ильканаев, ею чаще всего пользуются, чтобы отвезти куда-нибудь детей, перевезти груз, съездить в магазин за покупками, на дачу или отвезти кого-нибудь в аэропорт. «Похоже, мы решаем проблему необходимости второй машины в семье или замещаем временное отсутствие первой», — заключает Ильканаев. К услуге, по его словам, проявляют большой интерес иностранцы, особенно из Европы, где подобный сервис достаточно распространен.

В августе и сентябре месячная выручка «Ситикара» составила 1,5 млн рублей. До этого она росла на 30% в месяц. Чтобы выйти на операционную прибыль при 50 автомобилях, необходимо 3000 клиентов, считает Якубов. «Ситикар» намерен увеличивать парк: Якубов хочет к концу года взять в лизинг 20 машин BMW 1-й серии и ведет переговоры с представительствами Chevrolet и Volkswagen.

 

В Европе каршеринговые услуги предоставляют крупные автоконцерны (BMW развивает проект DriveNow в нескольких городах Европы и Северной Америки, а концерн Daimler — Car2go) или компании, занимающиеся классической арендой машин. По подсчетам европейского агентства Frost & Sullivan, в 2012 году в мире услугами каршеринга воспользовалось 2,3 млн человек (парк — 54 000 автомобилей), а к 2020 году их число, по прогнозам, может вырасти до 26 млн. В начале 2013 года первопроходец в каршеринге американская Zipcar (11 000 автомобилей) оказалась в центре внимания инвесторов: крупный американский прокат автомобилей Avis купил компанию за $491 млн.

За следующий год «Ситикар» хочет расширить парк до 200 машин. По прогнозам Ильканаева, средний счет клиента в месяц должен составлять 1500–3000 рублей при условии, что компания наберет 70 000 пользователей. Будет ли отток клиентов у таксистов? «Это разные услуги», — уверяет Григорий Дергачев, менеджер сервиса «Яндекс.Такси», через который сейчас проходит 12 000 заказов в сутки. Ведь обязательные условия для проката, напоминает он, это уметь водить, иметь права и быть трезвым. Зато, по его мнению, новый сервис сильно упрощает процедуру аренды машины. Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков убежден, что в России принято именно владеть автомобилем, а любые услуги проката пока воспринимаются как экзотика. После Москвы в планах Ильканаева освоение Зеленограда и городов-спутников столицы, а затем Санкт-Петербурга. Чтобы расширить аудиторию, предприниматель собирается организовать на сайте сервис «попутчик» — когда несколько человек, едущих по одному маршруту, могут в складчину брать одну машину. Кроме того, «Ситикар» ведет переговоры с городскими властями о выделении для его машин специальных парковок в центре Москвы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+