К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

10 российских фильмов 2016-го, которые получили международные премии

Зарубежные кинознатоки оценили наше новейшее кино на редкость кисло. В галерее Forbes — отечественные фильмы, которые киномир заметил хоть как-то

24 января стали известны номинанты на главную кинопремию англоязычного мира – «Оскар». На звание лучшего фильма претендуют девять работ, пять из которых у нас уже выходили: «Прибытие», «Ла-Ла Ленд», «Скрытые фигуры», «По соображениям совести», «Любой ценой», а четыре пока нет: «Лунный свет», «Ограды», «Лев», «Манчестер у моря» . Свой оскаровский прогноз, кого считать фаворитом, мы дадим за неделю до церемонии вручения, которая состоится 26 февраля. Прогнозировать что-либо раньше, до появления внятных предварительных раскладов, — это тыкать пальцем в небо, как, к сожалению, из зимы в зиму делают большинство оскаровских гадалок.

Сегодня интереснее другое: в пятерку номинантов на лучший неанглоязычный фильм не угодил «Рай» Андрея Кончаловского. Тем не менее его оскаровское и вообще международное выступление в 2016 году самое успешное среди всех отечественных картин. Ни один наш фильм не был номинирован на премию Европейской киноакадемии. К «Раю» это не относится, он по правилам из-за позднего выхода может быть номинирован лишь на премию 2017-го. Многие коллеги-эксперты отмечают, что наши основные внутренние фестивали, сочинский «Кинотавр» и выборгское «Окно в Европу», тоже оказались более слабыми, нежели прежде. И это — последствие цензурной политики Министерства культуры и Фонда кино, которые финансово поощряют лишь идеологически важные, но не лучшие картины.

Можно, конечно, гордиться, что ряд наших лент – «Дуэлянт», «Ледокол», «Викинг», выходящее на днях «Притяжение» — проданы во многие страны. Но продажа фильма сама по себе ничего не значит. Некоторые российские компании в 2000-е вообще не выпустили фильмы, за которые вроде бы заплатили реальные деньги. В чем тут подковыка – одна из загадок кинобизнеса.

 

Поскольку не все замеченные хотя бы краем глаза в 2016 году на зарубежных фестивалях картины заметили в России, составим их список.

Продюсерский центр Андрея Кончаловского

10. «Рай»

Режиссер Андрей Кончаловский, Россия — Германия

О чем фильм. О русской княгине-эмигрантке, которая в 1942-м попыталась спасти двух еврейских мальчишек. А также о влюбленных в нее комиссаре французской полиции – конформисте, работающем на немцев, и молодом немецком аристократе, крупном чине СС (штандартенфюрер, что по-нашему полковник), который случайно попал с проверкой в лагерь, куда отправили княгиню.

В чем значимость международной премии. Наиболее крупный на сей момент успех «Рая» — «Серебряный Лев» за режиссуру, полученный Кончаловским на Венецианском фестивале: четвертом по значимости в мире после Каннского, Торонтского и Берлинского. Но, конечно, попадание «Рая» в лонг шорт-лист (придумывают же люди названия!), короче говоря, в «оскаровскую» девятку лучших неанглоязычных лент 2016-го — тоже большой успех.

Подробнее о фильме: Они сражались за Чехова: фильм недели — «Рай» 

WDSSPR

9. «Дуэлянт»

Режиссер Алексей Мизгирев, Россия — Германия — Украина

О чем фильм. Работа ряда известных продюсеров во главе с Александром Роднянским об отчаянном бретере, который готов биться на дуэлях даже за других.

В чем значимость фестивального отбора. Фильм попал на фестиваль в Торонто, который уже лет двадцать считается первым этапом оскаровской гонки. Чтобы реально участвовать в ней, надо выиграть главный Торонтский приз – зрительских симпатий. Его в этот раз получил «Ла-Ла Ленд». Ирония в том, что режиссера Алексея Мизгирева, уже имевшего успехи в киномире после фильмов «Кремень», «Бубен, барабан» и «Конвой», с трудом пустили в Канаду. Он был приглашен фестивалем, чтобы представить свой фильм, но консульство сочло это недостаточным основанием для выдачи визы. Визу дали после скандала, вырвавшегося в прессу.

New People Film Company

8. «Зоология»

Режиссер Иван И. Твердовский, Россия — Германия — Франция

О чем фильм. Об участи пожилой женщины, которой надеяться не на что, пока не происходит невероятное.

В чем значимость премии. Фильм получил Спецприз жюри фестиваля в Карловых Варах. В социалистические времена это был фестиваль, родственный Московскому. Они проводились, чтобы не мешать друг другу, через год. Сейчас это фестиваль, который, конечно, не входит в первую мировую пятерку, но уж точно более авторитетен и интересен, нежели московский. Вдобавок ориентирован на продвинутую студенческую аудиторию. Так что получить в Карловых Варах один из главных призов весьма престижно.

Подробнее о фильме: История хвоста: фильм недели — «Зоология» 

WDSSPR

7. «Коллектор»

Режиссер Алексей Красовский, Россия

О чем фильм. О человеке одной из самых востребованных сейчас и заодно презираемых профессий. Он мастер своего дела, но сам попадает в капкан.

В чем значимость отбора. Необычность в том, что это фактически монофильм Константина Хабенского. Бывают, оказывается, не только моноспектакли. Хабенский уже получил за свою роль несколько отечественных призов, в Карловых Варах его не отметили, но само по себе включение картины в престижную карловарскую программу – тоже дань качеству.

Hype Film

6. «Ученик»

Режиссер Кирилл Серебренников, Россия

О чем фильм. Подросток бросает вызов конформистскому миру, протестует против стандартов действительности. Но оказывается, что в своем протесте он чересчур настырен. Он маньяк и фашист.

В чем значимость премии. Это наш единственный фильм 2016-го, представленный в одной из официальных программ – «Особом взгляде» — последнего Каннского фестиваля, где он получил приз независимой французской прессы.

Подробнее о фильме: Рождение чернорубашечника: фильм недели — «Ученик» 

Saxonia Entertainment

5. «В лучах солнца»

Режиссер Виталий Манский, Россия – Чехия – Германия – Латвия – Северная Корея

О чем фильм. О Северной Корее. А также о том, что нас самих может ждать.

В чем значимость премии. Один из наших самых премированных фильмов года. Главные фестивали уровня Каннского не рассматривают отдельно документальное кино – неигровые картины редко получают там призы. Но у фильма Манского есть награды Всемирного сообщества критиков документального кино, Будапештского, Гонконгского и ряда других фестивалей.

Подробнее о фильме: Воспоминание о нашем будущем: фильм недели – «В лучах солнца» 

Saxonia Entertainment

4. «Родные»

Режиссер Виталий Манский, Украина — Германия — Латвия — Эстония — Россия

О чем фильм. История семьи, страны, Украины, итог которой – события 2014-2015 годов.

В чем значимость отбора. Еще один фильм, премьера которого прошла на фестивале в Карловых Варах.

Kosmosfilm

3. «Эликсир»

Режиссер Даниил Зинченко, Россия

О чем фильм. Полнометражный перформанс в духе известного в конце СССР параллельного кино – не зря среди продюсеров некогда модные параллельщики Андрей Сильвестров и Глеб Алейников, а режиссер – видеохудожник Даниил Зинченко. Герои русских идей – космонавты, партизаны и сама Родина-мать ищут в былинном болотистом лесу ингредиенты для эликсира счастья. Фильм породил умные трактовки о духах леса, языческом семени и России как точке пересечения двух векторов — простора (горизонтали) и космоса (вертикали).

В чем значимость отбора. В любом случае фильм был отобран в программу «Форум» Берлинского фестиваля, посвященную всему экспериментальному, молодежному и политкорректному.

Кинокомпания Коктебель

2. «Тряпичный союз»

Режиссер Михаил Местецкий, Россия

О чем фильм. «Союз» иногда сравнивают по интонации с победившей на «Кинотавре» замечательной картиной Оксаны Карас «Хороший мальчик». Подросток знакомится с командой прикольных парней, которые именуют себя «Тряпичным союзом» и обещают изменить мир, зазывает их к себе на дачу, отчаянно пытается внедриться в их ряды. Все, как водится, складывается не так, как задумано, в том числе из-за появившейся девочки. Но фильм в целом на изумление оптимистический, романтический и иронично хулиганский.

В чем значимость отбора. Фильм попал в подростковую программу Берлинского фестиваля Generation 14 plus, где свои особые призы, ничего не получил, но попасть на фестиваль в Берлин – это уже здорово.

Студия «Стайер»

1. «Слушая Бетховена»

Режиссер Гарри Бардин, Россия

О чем фильм. Не видев фильм, процитирую одного из коллег: «10-минутная анимационная кинопритча о том, что свободу нельзя задавить никаким катком и она все равно прорастет сквозь асфальт. Второй совместный проект Бардина с оркестром Владимира Спивакова: предыдущим был полнометражный мультфильм «Гадкий утенок».

В чем значимость отбора. Фильм показали в неофициальной каннской программе «Двухнедельник режиссеров», где очереди такие, что даже избранная пресса и кинобизнесмены иногда падают в обморок на ярком солнце – приоритетов тут ни у кого, пригласительных нет, билеты не продаются.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+