Жизнь в цилиндре: зачем испанский архитектор поселился на цементном заводе

Пока власти Москвы не придумали массово расселять пятиэтажки, столичным девелоперам настолько не хватало площадок под строительство новых домов, что они взялись за освоение промзон. Группа ЛСР Андрея Молчанова в 2014 году купила за 28 млрд рублей участок на территории ЗИЛа и сейчас активно продает квартиры в жилом комплексе «Зиларт», но это только малая часть московских промзон. Сотни гектаров территории столицы занимают параллелепипеды фабричных корпусов, длинные галереи, высокие бетонные конструкции без окон (силосы для хранения инертных материалов — цемента, щебня, песка). Они вызывающе неуютны, но производят сильное впечатление за счет своих размеров, загадочности и заброшенности.
В 1973 году испанский архитектор Рикардо Бофилл, которому тогда было 34 года, приехал в промзону на западной окраине Барселоны. Ему предстояло спроектировать там социальное жилье, будущий модульный жилой комплекс Walden-7 со знаменитыми выпуклыми фасадами. Бофилл увидел заброшенный цементный завод, старейший в Испании: 30 огромных силосов, наполненных цементом и гравием, полуразрушенные корпуса и переходы, 4 км подземных тоннелей и труба высотой 105 м.
Архитектор решил, что сможет построить здесь не только дешевое жилье, но еще и офис и апартаменты для себя. Бофилла увлекла идея разрыва между формой здания (корпуса цементного завода) и задуманным им наполнением.
На первой стадии проекта La Fabrica строители снесли здания, которые разрушались или не вписывались в концепцию. Шесть сохранившихся силосов Бофилл отвел под офис архитектурного бюро Taller de Arquitectura, в четырех устроил жилые помещения для своих гостей. Было нелегко очистить бетонные цилиндры от вековой цементной пыли. Силосы разделили на этажи, соединенные винтовой лестницей, в них прорубили вытянутые готические окна.
Самое большое помещение превратилось в «собор» (La Catedral) — так называется обширное открытое пространство с десятиметровым потолком, где проводятся выставки, концерты, встречи и другие мероприятия. Над «собором» — просторная двухуровневая резиденция самого Бофилла с огромным арочным окном.
Все строения соединены подземными тоннелями, то есть из «офисного» силоса легко попасть в «жилой». Эти тоннели тоже отремонтированы и используются для производственных нужд архитектурной мастерской: в них скрыты типография, кладовая, помещения, где делают макеты. Стопятиметровая труба стояла не очень устойчиво, и ее укоротили. Сейчас в основании этой трубы работает ресторан каталонской кухни.
На фотографиях 1970-х годов на фабрике и поблизости не видно ни одного дерева, только груды щебня. Параллельно со стройкой сотрудники Бофилла разбивали газоны, высаживали кустарники и деревья.
Бофилл начинал свой проект еще при жизни генерала Франко, за эти годы участок преобразился и напоминает сад: выросли пальмы, кипарисы, эвкалипты, оливковые деревья. По стенам карабкаются ползучие растения, усиливая сходство реконструированной фабрики со средневековым замком или монастырем.
