К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Главные культурные события 2019 года по версии читателей Forbes Life

Главные культурные события 2019 года по версии читателей Forbes Life
Forbes Life подводит итоги голосования — в течение недели наши читатели выбирали главные события в мире культуры и искусства уходящего года. Победители объявлены в четырех номинациях — «Центральное культурное событие года», «Главный скандал года», «Главный фильм 2019 года» и «Лучшее театральное событие». В последней, кстати, победила свадьба Константина Богомолова и Ксении Собчак

Forbes Life предложил своим читателям подвести итоги культурной жизни в 2019 году и выбрать важнейшее событие, лучшую театральную постановку, лучший фильм, а также самый громкий скандал уходящего года.

Важнейшим событием в мире культуры оказалось возвращение премии Кандинского. Премия Кандинского — российская ежегодная национальная премия в области современного искусства, учрежденная в 2007 году  Международным культурным фондом Breus во главе с бизнесменом и коллекционером Шалвой Бреусом.  Считается одной из наиболее значимых национальных наград в области современного искусства, «наша» Премия Тернера или Премия Марселя Дюшана. Отметив 10-летий юбилей, «российский Тернер» на год исчез с горизонта событий актуального искусства, усилив пессимизм, овладевший арт-сообществом, но счастливо вынырнул в 2019 с апргейдом формата церемонии и периодичности, — теперь Кандинского дают раз в два года. Судя по лауреатам-2019, трансформация Кандинскому к лицу.

Главным фильмом уходящего года читатели назначили документальный фильм Юрия Дудя «Беслан. Помни». С начала сентября трехчасовая документальная лента, посвящена 15-летию трагедии Беслана собрала более 18 млн просмотров на Youtube.

 

В номинации «лучшее театральное событие» лидирует свадьба Константина Богомолова и Ксении Собчак. Прошедшая в сентябре свадьба участницы рейтинга главных российских знаменитостей по версии Forbes и режиссера запомнилась своей театральностью: к Грибоедовскому ЗАГСу пара подъехала на большом черном катафалке, украшенном сверху свадебными кольцами, красными розами и бархатными бордовыми шторами. «Хочется просто праздника, дурацкого, как Дед Мороз с ватной бородой, а ты на табуретке читаешь стишок, — сказала перед мероприятием Ксения Собчак журналу Tatler. — Больше меня свадеб в этой стране провел только Иван Ургант. Вот и вмещу все свое знание хоть куда-то. Устрою себе и всем детскую радость». Тот факт, что событие из жизни обошло по итогам голосование и спектакли новой драмы, и авангардную «Норму» Диденко, и наметившийся ренессанс в балете Большого, — свидетельство новой театральной нормы XXI века: документальный театр, неотличимый от реальной жизни. Восклицаем вслед за Уильямом нашим Шекспиром: вся жизнь театр, а люди в нем — актеры.

И, наконец, главным скандалом года стал суд по делу «Седьмой студии». Дело было возбуждено после того, как в мае 2017 года следователи провели масштабные обыски по месту жительства и работы основателя студии, художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. «Седьмая студия» была заподозрена в хищениях 133 млн рублей бюджетных средств при реализации проекта «Платформа». Режиссер был помещен под домашний арест. Были задержаны бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, экс-главбух Нина Масляева, директор РАМТа Софья Апфельбаум. В апреле 2019 года Кирилла Серебренникова выпустили из-под домашнего ареста, а в сентябре 2019 года суд вернул дело в прокуратуру и снял со всех подсудимых ограничения на передвижения.

Что в это время происходило в мировой культуре? В нашей подборке — главные темы для хайпа в искусстве и кино: экология, Чернобыль и банан на скотче.

Над подборкой также работала Евгения Мухова

Банан за $120 000 и суть искусства
Cindy Ord/Getty Images

Банан за $120 000 и суть искусства

Один из последних скандалов уходящего года случился на ярмарке Art Basel Miami Beach. Самым обсуждаемым объектом стал «Комедиант» Маурицио Каттелана — банан, заботливо приклеенный серебряным скотчем на стенде. Обсуждали все: и, собственно, технику работы, и цену в $120 000 и, конечно, тираж в количестве трех штук. К слову, все три «Комедианта» были проданы вместе с сертификатом подлинности и подробной инструкцией по его экспонированию. Покупатель одного из них передаст произведение в коллекцию музея, название которого, как и имя дарителя, пока не известно. Банан Каттелана породил вокруг себя огромное информационное поле — социальные сети взорвались от количества мемов на заданную тему, художники шутили о собственной ненаходчивости, а СМИ вспоминали чем еще славен автор «Комедианта». Сам же объект пал жертвой Давида Датуна, называющего себя художником-перформансистом, который буквально съел выставочный образец «Комедианта» на стенде галереи Эмманюэля Перротена.

Куинджи и да Винчи, похищение и возвращение
Chesnot/Getty Images

Куинджи и да Винчи, похищение и возвращение

Говорили в этом году много и про похищение Архипа Куинджи «Ай-Петри» с выставки в Государственной Третьяковской галерее, а в мире — возвращение работы Леонардо да Винчи «Спаситель мира», похищенная сразу после продажи в 2017 году на аукционе Christie’s за $450 млн (мировой рекорд). Картина была найдена в июне этого года на яхте наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана.

Остров из пластика и другие проблемы экологии
TOLGA BOZOGLU·EPA

Остров из пластика и другие проблемы экологии

Тема экологии в 2019 году была актуальна как никогда. В июне этого года Нью-Йоркский филиал Christie’s провел симпозиум о роли искусства в условиях экологического кризиса со входными билетами за $125. На последней в этом году конференции ООН, посвященной климатическим проблемам и глобальному потеплению, музей Прадо совместно с WWF представил проект «+1,5ºC Lo Cambia Todo». Четыре произведения из коллекции Прадо изменили при помощи компьютерной графики, чтобы раскрыть тему высыхания водоемов и повышения уровня моря. В проекте приняли участие работы Франсиско Гойи и Диего Веласкеса, апроизведения  были размещены на билборах Мадрида.

На Венецианской биеннале Литовский павильон представил проект «Sun and Sea», посвященный изменениям климата и получил главную награду — «Золотого льва».  Все работы Стамбульской биеннале так или иначе обращалась к «Седьмому континенту», острову из пластика в Тихом океане — и влиянию человека и инфраструктуры на жизнь в целом.

Московский музей современного искусства «Гараж» поддержал Стамбульскую биеннале открытием проекта «Грядущий мир: экология как новая политика». Выставка, которая позиционируется как эко-френдли, за счет переработки мусора и установки солнечных батарей, представлена в музее, финансируемом в значительной степени за счет средств нефтяной промышленности. Такую парадоксальную ситуацию в арт-мире прокомментировал в одном из интервью Генеральный директор ярмарки Art Basel Марк Шпиглер: «...невозможно провести художественную ярмарку или биеннале, не оказав какого-то воздействия на окружающую среду. Эти мероприятия требуют огромных ресурсных затрат на транспортировку произведений искусства и людей»

Чернобыль
HBO

Чернобыль

Продолжая тему экологии компания HBO выпустила сериал «Чернобыль», основанный на реальных событиях. В его основу легла одна из самых страшных катастроф в истории человечества, произошедшая на Чернобыльской АЭС в 1986 году. C момента выхода сериала число бронирования поездок в Чернобыль выросло на 40%, по сообщению местного турагентства. Компания Chernobyl Tour предлагает специальный тур по местам, изображенным в сериале, включая бункер. Такие туры стоят от $100 и пользуются большой популярностью среди иностранных туристов.

Падение Берлинской стены
Michael Kappeler/dpa

Падение Берлинской стены

9 ноября 2019 года состоялось празднование тридцатилетия со дня объединения Берлина, который был разделен бетонной стеной длиной в 155 км с укреплениями. По данным Би-Би-Си за время существования стены погибло 1245 человек. Помимо солидного количества выставок и размышлений со стороны знаковых художников о юбилее. стоит вспомнить и о фильме «Работа без авторства», который показывали в 2019-2019 году, посвященный биографии Герхарда Рихтера, прежде всего его побегу в Западный Берлин, где художник мог творить что-то большее, чем монументальную живопись по государственному заказу.

Пять фрагментов Берлинской стены будут проданы в Брюсселе на ярмарке BRAFA, которая пройдет уже в следующем году с 26 января по 2 февраля. Каждый элемент весом около 3,5 тонн был расписан в разное время известными художниками. Средства от продажи будут переданы в фонды исследования раковых заболеваний и на сохранение художественного наследния.

Смерть и бессмертие 
Facebook

Смерть и бессмертие 

Еще одной важной темой этого года в искусстве стали «вечные» вопросы. Уральская индустриальная биеннале с приглашенным куратором из Японии Шаоюй Вэй, была посвящена преодолению смерти в эру технологий. Эту же тему развивают в своем проекте нижегородский художник Артем Филатов в дуэте с Алексеем Корси. Проект «Сад имени» на территории нижегородского крематория деликатно призывает к диалогу о телесности и смерти. Проект существует в двух измерениях: физическом — в качестве сада, в котором можно уединиться, и цифровом —  на сайте проекта можно посвятить одно из находящихся в саду растений ушедшему человеку. Современные реалии требуют пересмотра акта захоронения, и художники обращают внимание на более экологичный тип захоронения и иной способ скорби. Художники организуют экскурсии по Саду и намерены дальше развивать проект.

Солидарность и поддержка
Михаил Терещенко/ТАСС

Солидарность и поддержка

Осознанное коснулось в этом году не только темы потребления, но и социальных контактов. Художники объединялись за и против институций в целях защиты и поддержки собственных прав и друг друга. За несколько месяцев до открытия VIII Московской биеннале современного искусства на сайте Фонда биеннале было опубликовано коллективное письмо художников-участников проекта 2017 года. Благодаря документу, который подписали 15 участников VII биеннале, стало известно о невыполнении обязательств организационным комитетом, а также неэтичном общении представителей биеннале с участниками. Художников поддержало московское профессиональное сообщество, опубликовав открытое письмо с требованием публичного разрешения поставленных вопросов. Письмо получило более 100 подписей кураторов, журналистов, художников, сотрудников выставочных организаций и было опубликовано изданием Colta.

По предложению четырех номинантов Премии Тернера, одной из старейших в области современного искусства, призовой фонд был в равной степени разделен между всеми художниками, а именно Лоуренсом Абу Хамданом, Хелен Кэммок, Оскаром Мурильо и Тай Шани. Это первый подобный случай за 34-летнюю историю существования Премии. Каждый из художников получил денежный приз в размере £10 тыc. К слову, инициативу художников жюри поддержало единогласно, опубликовав открытое письмо, где назвали просьбу авторов «символическим актом, который отражает политическую и социальную поэтику, которой мы восхищаемся и ценим в их работе». Премия Тернера давно вызывает неоднозначное мнение среди художников. Например, Сара Лукас отказывалась от номинации в Премии Тернера, а в 2016 году Хелен Мартен разделила призовой фонд Премии, присужденный ей как лауреату, между остальными художниками шорт-листа. Нынешний же шаг авторов бросает вызов самой устоявшейся структуре премирования отдельных художников. Тем интереснее нам будет в следующем году, когда мы узнаем как поступит в 2020 экспертный совет Премии Тернера и примет ли она какие-то новые формы, опираясь на последние события.

Женщины и другая история искусства
Art Basel

Женщины и другая история искусства

В 2019 году женский вопрос продолжал укрепляться в культурном поле. Сложно поверить, но за всю историю существования Королевской академии художеств в Лондоне — а это без малого 250 лет — ее президентом никогда не была женщина. Теперь Академию возглавляет британская художница Ребекка Солтер.

Один из стендов самой влиятельной ярмарки современного искусства Art Basel в Швейцарском Базеле был посвящен историям насилия над женщинами, опубликованными в социальных сетях под грифом #metoo. Инсталляция американской художницы и активистки Андреа Бауэрс представляла собой стену из ярко-красных панелей с признаниями жертв сексуального насилия или домогательств. Здесь же были опубликованы слова обвиняемых. К сожалению, не обошлось без скандала. Писательница Хелен Донахью заявила, что не давала согласие на использование своей истории в инсталляции. Поэтому в последний день работы ярмарки одну из панелей пришлось демонтировать. На той же ярмарке галерея Элиcон Жак (Alison Jacques Gallery) представила стенд с работами исключительно женщин-художниц, среди которых были произведения Лижия Кларк и Ленор Тоуни.

Аудиогид по выставке «Портреты Гогена», организованной Национальной галереей в Лондоне, начинался с вопроса: «Возможно, пришло время перестать воспринимать Гогена как единое целое?». Считается, что в период жизни на Таити Поль Гоген состоял в любовной связи с 13-летней таитянской девочкой. Проект в Национальной галерее был призван не скрывать части биографии художника, за привычными формулировками про «уникальный почерк» или «манеру письма». Правда в каталоге той же выставки Элизабет Чайлдс, профессор Университета Вашингтона в Сент-Луисе рассматривает возможность художественного вымысла в истории о связи 43-летнего Гогена и 13-летней Техаманы (или Техуры), предполагая, что образ девочки с портретов таитянского периода содержит в себе собирательный образ многих женщин художника.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+