«Конструктор» за $1,2 млн: кто и как зарабатывает на советском наследии

Коллекционирование предметов советского прошлого — тренд не только в России, но и за рубежом — каждая вещь с условным знаком Made in USSR насыщена образами и смыслами, которые легко считывают современные зрители. Forbes Life рассказывает, какие советские артефакты покупают коллекционеры и музеи

Наталья Литвинская

Основатель Галереи имени братьев Люмьер, занимающейся классической фотографией ХХ века, главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер, издатель монографий советского периода фотографии.

Галерея имени братьев Люмьер основана в  2001 году. За 20 лет ее существования более половины продаж пришлось на советских классиков, которые были очень востребованы и музейными, и частными коллекциями. Продажи идут стабильно, но вторичного рынка фотографии за все эти годы так и не сложилось — несколько арт-ярмарок, которые проходят у нас, не могут выделить фотографию в отдельный сегмент. Однако фотографии ищут и покупают, рынок винтажного советского отпечатка мал, но стабилен в спросе много лет. 

Самый яркий и востребованный период — авангард, как и в других видах искусства, он всегда привлекает внимание. Аукцион Masterpieces of Design and Photography в Лондоне, прошедший 6 марта 2019 года, принес нам £947 250 за одну из главных работ Эль Лисицкого «Конструктор». В апреле 2019-го «Пеликан Тинте» Эль Лисицкого был продан за $465 000. Такой ажиотаж возник и из-за происхождения лота из коллекции Манфреда Хайтинга, известного своим энциклопедическим знанием об истории фотографии. Октябрьские торги 2019 порадовали собирателей работ советского конструктивиста Александра Родченко. «Девушка с лейкой» из коллекции семьи Родченко ушла в Нью-Йорке за $519 000. Все эти цифры радуют глаз тех, кто уже обладает артефактами, но пугают тех, кто только пытается встать на этот путь. 

Antanas Sutkus Maratonas, 1959
Antanas Sutkus Maratonas, 1959 / Центр фотографии имени братьев Люмьер

На сегодняшний день в нашей галерее собрано портфолио работ лучших из лучших авторов советского периода ограниченного тиража — весь необходимый провенанс присутствует и в сертификате, и на обратной стороне каждого отпечатка. Именно  ешение о выпуске современных отпечатков совместно с владельцами авторского права позволило создать рынок отечественной фотографии в Москве, проводить выставки в Центре фотографии и предоставлять работы из коллекции галереи и наших клиентов в Русский музей, Третьяковскую галерею, а также на крупнейший фестиваль фотографии в Хьюстоне. Мы помогаем разобраться тем, кто только входит на путь коллекционирования, выбрать жанр, направление и того автора, который поможет полюбить этот вид искусства так же, как любим его мы.

Дмитрий Октябрьский

Бизнесмен, коллекционер ретроавтомобилей. Собрал крупнейшую в мире коллекцию советского автопрома — более 500 единиц техники. Член Российской автомобильной федерации, соорганизатор Ралли клуба классических автомобилей. Основатель и руководитель музея «Моторы Октября» (Москва), Сочи Автомузей (Адлер), выставочного проекта Motion (Санкт-Петербург).

Автомобили и мотоциклы всегда ассоциировались у меня со свободой — я покупал современные, модные, мощные. Но в какой-то момент этого стало не хватать, я задумался, как еще можно «выделиться»? И нашел ответ — ретроавтомобили. В 2002 году купил первый «Москвич», потом «Волгу», затем — «Победу», а позже несколько иномарок. Но советские машины мне нравятся больше, они насыщены воспоминаниями, ностальгией. Как-то моя хорошая знакомая сказала, что в Ленинградской области, при расчистке территории от старых гаражей нашли старую бесхозную «Волгу». Мне предложили забрать машину бесплатно и я решил, почему бы не взять — в конце концов, можно использовать для запчастей. Когда ее привезли, выяснилось, что это редкая модель «Волги» первой серии, выпущенной в 1957 году. Так в моей коллекции появилась чуть ли не самая первая на планете «Волга».

При реставрации машин мы находим множество интересных вещиц. Например, открываем сиденье в автомобиле, а там бутылка водки тех времен спрятана или запонка золотая, или сережка с бриллиантом, или старые советские деньги. Все эти находки мы выставляем на специальном стенде при реставрационной мастерской. 

Пресс-служба музея «Моторы Октября»
Пресс-служба музея «Моторы Октября» / Пресс-служба музея «Моторы Октября»

Коллекционирование ретроавтомобилей — очень дорогое занятие. Важную роль играет стоимость самого предмета (В среднем 5 млн рублей за ретроавтомобиль). Большим спросом пользуются машины представительского класса: ЗИСы и ЗИЛы. Их мало, они дорогие и относительно редкие. Также стабильным любимчиком среди массовых советских авто является ГАЗ-овская линейка, в первую очередь, конечно, ГАЗ-21 «Волга». Даже если я не хочу приобретать конкретную машину, но мне ее предложат практически бесплатно, я ее куплю. Я так часто приобретаю наши советские «Волги» и «Победы». Мне их жалко, и я беру — так в моем гараже оказалось более 30 одинаковых авто. Зачем мне это? Я спасаю машины в надежде, что их у меня потом кто-то купит хотя бы за ту же цену. Остро стоит вопрос хранения — вместе с авто нужно купить и место его стоянки, обязательно крытое и отапливаемое помещение площадью минимум в 20 кв м. Если картину, книгу и прочие предметы коллекционирования можно повесить или поставить на полку, и далее они не требуют особого ухода, то машина нуждается в постоянной заботе.

Я перестал пополнять коллекцию, когда число автомобилей в ней перевалило за 350 единиц. Продавал свою коллекцию дважды. В первый раз продал значимую часть собрания, после чего вновь накопил автомобили, сформировал новую  коллекцию и опять распродал. Все, что хотел, я давно купил. После этого нужно было придумывать что-то другое, и так из коллекционера я превратился в музейщика. Потому что обладание предметами меня уже не так сильно волнует и радует, как демонстрация экспонатов другим.

В автомузее «Моторы Октября» треть машин — мои. Остальные принадлежат другим коллекционерам, моим друзьями и людям, которым не все равно. В собрании самые дорогие автомобили — это марка ЗИС. Цена таких машин колеблется от $300 000 до $350 000. Стоимость моего автопарка, согласно сегодняшним ценам, а они низкие сейчас, достигает 150-200 млн рублей.

Ольга Солдатова 

Художник и дизайнер, окончившая МАрхИ и учившаяся искусству мозаики в Равенне. Мозаика — главный объект экспериментов Солдатовой: она складывает полотна из бисера, смальты и камня. Солдатова работала в различных городах, от Гонконга до Парижа, делала крупные заказы для аэропортов, а ее выставки проводили Музей архитектуры им. Щусева и Muzivim Gallery. 

В институте я уделяла особое внимание советскому периоду архитектуры и искусства. Первые пятилетки, манифесты новой жизни, удивительная, никому не подражающая архитектура, — энергия на этих изображениях била ключом. Меня привлекают мечты и полет фантазии. Неудивительно, что мое творчество напоминает то время.

Фото из архива автора
Фото из архива автора / Фото из архива автора

Занимаясь модой в 1990-х, я делала вещи подчеркнуто авангардного стиля. Шинели с бисерными вышивками, телогрейки из цветной ткани, похожей на фольгу, галифе, шапки-ушанки, планшеты, вышитые знаки, много красных звезд. К звездам и самолетам у меня давняя детская любовь. Папа был военным авиаинженером и конструктором. Я с нежного возраста видела самолеты. Моя «октябрятская» звезда из кристаллов — тоже память о детстве. Каждый вечер, готовясь к утреннему походу в школу, я пришивала накрахмаленные манжеты и воротничок, а на платье — брошь. Я придумала и сделала  звезду примерно 15 лет назад, она сразу же стала очень популярной, и все 15 лет пользуется постоянным спросом. Понятно, почему ее любят русские и бывшие советские люди, но такого успеха у иностранцев я не ожидала. Постепенно на моих работах все чаще стали появляться цитаты из советского искусства: самолетик с мозаики Александра Дейнеки, принт оловянного солдатика, вышитый на всю грудь профиль солдата со станции метро Таганская-кольцевая. Элементы для декора аксессуаров, планшетов и сумок я нашла на потолке метро Маяковская — мои любимые овальные мозаики Дейнеки. 

Что касается востребованности советского искусства, у меня было много выставок и на родине, и за рубежом. Одной из ключевых стала экспозиция «Соц-арт». Она проходила в Третьяковке, затем в Париже. Все мои произведения отлично продаются и в России, и в других странах. При этом я совсем не считаю, что копирую или повторяю шедевры советского искусства. Я продолжаю традиции, транслирую их в современном искусстве постмодернизма — иногда с восхищением, а иногда и с небольшой иронией.

Алина Федорович

С 2016 года главный хранитель музейных предметов в «Музее Москвы».

В круг интересов музея входят социальная история, история повседневности, личные и семейные истории горожан. Свою задачу музей видит в расширении коллекций, отражающих уклад московской жизни и своеобразие города в различные исторические периоды. Можно сказать, коллекционируя вещи, мы коллекционируем и смыслы. Собирая свидетельства материальной культуры определенного отрезка времени, мы не стремимся гнаться за шедеврами, так как именно продукция массового производства точнее отражает стиль и дух эпохи. Из коллекции фарфора и стекла Музея Москвы, насчитывающей более 8 000 предметов, я выбрала несколько, которые становятся проводниками во времени.