К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

От забавы аристократов до киберсерьезности: как изменились автогонки за последний век

Ровно 126 лет назад человечество придумало автоспорт. С тех пор он эволюционировал в уникальное культурное явление со своим сленгом, традицией и разными субкультурами
Первая гонка в мире
Getty Images

Первая гонка в мире

22 июля 1894 года состоялась первая автомобильная гонка в истории. Это был автопробег Париж — Руан, которому предшествовала четырехдневная выставка машин и целая серия квалификационных заездов. Участникам главного события — собственно, гонки — предлагалось проехать 126 километров. И доехать при этом из Парижа в Руан.

Правила той гонки не имели ничего общего с современным автоспортом. К примеру, целью заезда не был финиш на первом месте. Смысл заключался в том, чтобы продемонстрировать публике выдающиеся качества автомобилей. Среди критериев было, к примеру, удобство и простота использования транспортного средства.

Главный приз в 5000 франков разделили между двумя конструкторами: Panhard et Levassor и Les fils de Peugeot frères. То, что быстрее всех дистанцию преодолел Жюль-Альбер де Дион, никого не волновало. А само соревнование больше походило на передвижной балаган или цирк. Может, отчасти поэтому гонки до сих пор сравнивают с цирком.

Первый заезд в статусе Гран-при
Getty Images

Первый заезд в статусе Гран-при

В переводе с французского «Гран-при» означает «Большой приз». Так в спорте принято называть особо престижные соревнования с крупным призовым фондом. Первый Большой приз в автогонках разыграли в 1906 году: Гран-при Франции длился два дня и проходил по перекрытым дорогам общего пользования. Победителем двухдневного соревнования стал венгр Ференц Сис на Renault.

К тому времени автогонки заняли важное место в ряду аристократических развлечений — где-то рядом с поло и соколиной охотой. Позволить себе выйти на старт могли только очень обеспеченные люди. А специфические знания об устройстве автомобиля были сродни познаниям о повадках соколов и физике кошонета.

Первый Большой приз в автоспорте положил начало традиции называть ключевые события в мире гонок «Гран-при». Сейчас так называется каждый этап «Формулы-1» и многие заезды IndyCar — серии, которая считается американским аналогом Ф1. А в 1913 году состоялся первый в истории Гран-при на территории России. За 101 год до приезда «Формулы-1» в Сочи под Петербургом организовали Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба. Трасса для той гонки проходила между Лиговом, Александровом и Красным Селом.

«Формула-1» 
Getty Images

«Формула-1» 

В современном мире королевой автоспорта считается «Формула-1». Это самый популярный чемпионат в гоночном мире с аудиторией в полмиллиарда болельщиков. В отличие от Олимпиады или чемпионата мира по футболу «Формула-1» проходит каждый год. Сезон состоит из 20 гонок, которые проводят с марта по ноябрь. Каждый Гран-при устраивают в новой стране: так Ф1 добивается максимального масштаба и географии присутствия.

В «Формуле-1» выступают самые известные и гламурные гонщики. Для многих стран попадание своего спортсмена в Ф1 становится национальной гордостью: в честь чемпионов прошлого и настоящего называют улицы, им отливают памятники и присуждают почетные звания. А сами соревнования — это соперничество не только пилотов, но и конструкторов.

Ведущие автопроизводители мира тратят сотни миллионов долларов, чтобы построить собственную машину «Формулы-1». Для автомобилей существует жесткий регламент. Все производство — штучное. Перед выходом на трассу машины много часов продувают в аэродинамической трубе, а лучшие инженеры на планете могут неделями проектировать какой-нибудь закрылок или дефлектор. В числе участников Mercedes, Ferrari, Renault, Honda, а также команды, которые изначально занимались только «Формулой-1»: McLaren, Williams и остальные.

NASCAR 
Getty Images

NASCAR 

Единственный чемпионат, который может поспорить с «Формулой-1» за статус самого-самого. Если Ф1 популярна во всем мире за пределами Соединенных Штатов, то внутри США королевское положение занимает NASCAR.

Это внутриамериканское первенство, которое не выезжает в другие страны. Среди участников тоже сплошь американцы. Но это не мешает лучшим пилотам NASCAR получать деньги, сопоставимые с гонорарами в «Формуле-1» или футболе. По выручке и размерам аудитории этот чемпионат стоит в одном ряду с НБА и НФЛ. И да, NASCAR — это очень зрелищно.

Если в «Формуле-1» случаются гонки, в которых машины едут друг за другом паровозиком, а все решается на пит-стопах, то в NASCAR такое невозможно. Здесь борьба постоянно кипит на всех уровнях, лидеры то и дело сменяют друг друга, а регулярные рестарты держат зрителей в напряжении.

Заезды проходят на овалах: там нет поворотов в привычном понимании слова. Вместо них гонщики едут по изогнутой наклонной поверхности, которую называют бэнкингом. Такая конструкция одновременно обеспечивает плотную борьбу и делает всю трассу обозримой для болельщиков. Сверхудачное решение, если вам нужно продавать билеты: пока пилоты Ф1 могут уехать в какой-нибудь дальний участок трассы, который никто не видит, участники NASCAR всегда на виду.

IndyCar 
Getty Images

IndyCar 

Еще один гоночный чемпионат из Америки. Если NASCAR — это фастфуд с быстрыми калориями, то IndyCar — изысканный ресторан с историей. Здесь меньше поклонников и меньше народной любви. Зато больше гонок на переднем крае технологий. И больше испытаний для человеческих возможностей.

Гонки IndyCar проходят и на овалах в стиле NASCAR, и на трассах с поворотами а-ля «Формула-1». А еще здесь гоняются по рулежным дорожкам аэродромов и по улицам в центрах городов. IndyCar вобрал в себя лучшее, что существует в кольцевых гонках: разнообразие трасс, футуристичные машины и универсальные гонщики. А еще — феноменальную скорость.

Главная гонка IndyCar (а может, и всего мира) называется «Инди-500». Она состоит из 500 миль по суперспидвею в Индианаполисе. Когда-то трасса была вымощена кирпичом, сейчас автодром заасфальтировали, но кирпичный ярд на стартовой прямой остался на месте. Эту полоску целуют победители после финиша. Ради «Инди-500» «Формулу-1» бросают прославленные чемпионы, а легендарные пилоты NASCAR на время пересаживаются в болиды IndyCar.

В современном «Инди-500» скорости зашкаливают за 400 км/ч. А в самой первой гонке на этой трассе француз Жюль Гу одержал победу, попивая шампанское на пит-стопах: прямо во время гонки. Та гонка также вошла в историю изобретением зеркала заднего вида: его приладили к автомобилю специально для гонки в Индианаполисе.

Гонки на выносливость 
Getty Images

Гонки на выносливость 

Пожалуй, главный наследник автогонок XIX века в современном мире — это гонки на выносливость. Так называют многочасовые соревнования на одной трассе. В ходе 12 или 24 часов подряд гонщики наматывают круг за кругом. Зачастую дело происходит на тех же автодромах, что в другое время принимают «Формулу-1», но если в Ф1 гонка длится не больше двух часов, то тут начинается настоящий марафон.

Декларируемая цель — выявить самую быструю из по-настоящему надежных машин. В ходе заездов разрешен ремонт. Нередки случаи, когда автомобиль может несколько часов простоять в боксах, пока механики его реанимируют, а потом снова броситься в бой нагонять оторвавшихся соперников. Пилоты в таких гонках участвуют посменно: в один экипаж обычно входят три гонщика. Пока один едет за рулем, два оставшихся стараются поспать, чтобы в бодром состоянии выйти на старт своего отрезка.

Самая известная гонка на выносливость — «24 часа Ле-Мана». Вместе с формульным Гран-при Монако и американской «Инди-500» эта гонка входит в так называемую Тройную корону автоспорта. Это три культовых гонки, выиграть которые мечтает каждый пилот. Собрать победы во всех трех удалось всего одному спортсмену в истории: это был британец Грэм Хилл в шестидесятых годах прошлого века.

Среди наших современников ближе всех к достижению подобрались двое. Первый — Хуан-Пабло Монтойя, отчаянный колумбиец, который побеждал Шумахера в «Формуле-1» и несколько раз становился сильнейшим в «Инди-500». Второй — испанец Фернандо Алонсо, двукратный чемпион мира и двукратный же победитель Ле-Мана. Каждому из них не хватает одной победы до «Тройной короны».

Ралли-рейды
MCH Photography

Ралли-рейды

Еще один вид спорта, который корнями уходит в XIX век. 120 лет назад главной задачей гонки считалось добраться из точки А в точку Б. Ралли-рейды довели эту концепцию до абсолюта: зачем ограничивать себя трассой, если ехать можно где угодно?

Современные ралли-рейды — это жесткие соревнования на бездорожье, где участникам нужно преодолевать броды, штурмовать барханы, на полной скорости нестись по песку и при этом ориентироваться на местности. Одного маршрута на всех просто не существует. Каждому экипажу перед стартом вручают «легенду», где прописаны ключевые точки. А дальше — крутись как знаешь.

Ралли-рейды можно назвать гибридом гонок со спортивным ориентированием: важно не только проехать быстро, но и на заплутать. Самый известный ралли-рейд на планете — «Дакар». Он длится две недели. Когда-то он проходил из Парижа в Дакар, но потом несколько раз менял регион проведения. Пески Сахары уступили место южноамериканским пампасам и пустыне Атакама. А с 2020 года «Дакар» проходит в Саудовской Аравии.

Дрэг-рейсинг
Getty Images

Дрэг-рейсинг

На другом полюсе расположен дрэг-рейсинг. Если в ралли-рейдах гонки длятся несколько недель, то в дрэге протяженность соревнования может быть меньше минуты. Этого достаточно, чтобы два автомобиля-пули сорвались с места, достигли максимальной скорости на прямой, а затем резко затормозили — с помощью настоящих парашютов.

В дрэге сложилась собственная субкультура — как среди гонщиков, так и среди особых машин-дрэгстеров, которые не похожи ни на какие другие. Если копнуть глубже, перед непосвященным человеком откроется целый мир. Подчас так и попадают в гонки: сначала ты где-то что-то случайно услышал и вот уже строишь собственный дрэгстер для нового рекорда. Осторожно: гонки затягивают.

Ралли-кросс
Volkswagen US Media Site

Ралли-кросс

Гибрид ралли с кольцевыми гонками — и самая горячая дисциплина в автоспорте прямо сейчас. До ралли-кросса никто не скрещивал несочетаемое: гонки по грунту на «прыгучих» машинах для ралли и стадионный подход кольцевых соревнований. В ралли-кроссе есть и то и другое. Все это замешано на футбольной системе с четвертьфиналами, полуфиналами и финалом: в следующий круг проходят только победители парных заездов.

Инновационный формат, скрестивший лучшее, что есть в гонках, с системой плей-офф, быстро привел в ралли-кросс первых зрителей. Пока он остается нишевой историей, но с каждым годом набирает популярность. А сленговое понятие «джокер-круга» уже хотят перенять другие чемпионаты. В чем-то правила ралли-кросса похожи на компьютерную игру: возможно, в этом и состоит секрет популярности дисциплины у молодого поколения.

Дрифт
Getty Images

Дрифт

Каждый, кто смотрел фильм «Форсаж», знает, что такое дрифт. Это умение управлять машиной в скольжении — в тот момент, когда автомобиль едет боком. И редкая разновидность автомобильных соревнований, где для победы не нужно ехать быстрее всех. Главное здесь — зрелищность и артистизм.

Дрифт можно назвать фигурным катанием от автоспорта. Здесь нет неоспариваемых критериев, а судьбу победы решают судьи. Поклонники классических гонок вроде «Формулы-1» и ралли-рейдов воротят нос от дрифта — зато такие соревнования привлекают другую аудиторию. Редкий пример того, как не смешивается фан-база: вряд ли любители дрифта будут смотреть «обычные» гонки. Но тем и интересен автоспорт. Возможно, это самая вариативная разновидность спорта на всей планете.

Кибергонки 
Getty Images

Кибергонки 

Говоря о современном автоспорте, нельзя не написать про виртуальные гонки. Это отдельное движение, важность и статус которого признает даже Международная автомобильная федерация. Да, это самый настоящий киберспорт: здесь геймеры соревнуются друг с другом на компьютерных трассах в виртуальном пространстве. И это именно то, что помогло гонкам пережить карантин-2020.

Пока все остальные соревнования встали на паузу, «Формула-1», NASCAR и все остальные виды гонок перешли в киберпространство. В компьютерных играх проводили целые чемпионаты, на старт выходили знаменитые чемпионы, а у виртуальных состязаний даже появлялись спонсоры. Похоже, это именно то направление, которое ведет автоспорт вперед в XXI веке.

Extreme E
Extreme E

Extreme E

Напоследок — гоночная серия из будущего. Чемпионат Extreme E начнут проводить в 2021 году, но уже сейчас понятно: это будет нечто особенное. Впервые автоспортивный мир задумался об экологии. Целью новой дисциплины станет не выявление сильнейшего, а повышение осведомленности общества об экологических проблемах. Ради этого Extreme E будет приезжать в регионы, уязвимые для человека, — например в Гренландию — и гоняться там на электрических внедорожниках, которые не должны вредить окружающей среде.

Сама суть гонок также будет другой. Начать с того, что в число зачетов Extreme E войдет соревнование на самый длинный прыжок в автомобиле. А участвовать в чемпионате смогут исключительно смешанные экипажи: один участник должен быть мужчиной, другой — женщиной.

За 126 лет автогонки проделали удивительный путь. Пока футбол, бег и теннис десятилетиями проводят по одним и тем же правилам, автоспорт на ходу адаптируется под окружающую действительность, вводит новые правила и отменяет устаревшие, а также с нуля придумывает целые виды спорта. С таким подходом вымирание гонкам точно не грозит. И если та же «Формула-1» вдруг потеряет популярность — что ж, болельщики просто переключатся на Extreme E. Ведь это самый свежий и самый инклюзивный из видов спорта, что придуманы за последнее время.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+