К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Фаворит глянца и блеска: как британский фотограф Сесил Битон создал культ звезд

Фаворит глянца и блеска: как британский фотограф Сесил Битон создал культ звезд
9 декабря в Эрмитаже открывается выставка легендарного британского фотографа Сесила Битона — портретиста королей, рок-музыкантов и художников, создавшего образ Одри Хепберн для фильма «Моя прекрасная леди». Основатель бюро PSCulture, архитектор экспозиции Юлия Наполова рассказывает, как сэр Сесил Битон стал создателем стратегий успеха

Сесил Битон — один из известнейших фотографов Британии, страстно желавший «сойти за своего» в высшем обществе, во многом сформировавший и обслуживающий культ звезд, «арбитр красоты» и придворный портретист Елизаветы II, куратор, писатель и продюсер  сегодня представлен в Эрмитаже. Масштаб и многогранность личности Битона поражают до сих пор, но что кажется особенно актуальным, так это его работа с известностью как с материалом, использование фотографии как нового медиа для создания звезд светской хроники, выстраивание маркетинговых стратегий и торговля популярностью. 

Мода на известность кажется постоянной, но используемые ресурсы качественно изменились с приходом фотографии, достигнув, кажется, своего апогея с появлением социальных сетей. Жажда чужого внимания, амбициозность и дерзость, публичность приватного родили новую профессию или род деятельности — быть знаменитостью. И Битон, хорошо изучивший социальные коды высшего света и обладавший идеальным вкусом, стал архитектором стратегий успеха своего времени.

Как стать знаменитым, если ты наследник престола или внушительного состояния, если твои таланты скромны или недооценены обществом? Оскар Уальд советовал «принять позу», Битон — придумать сногсшибательный наряд, сделать лучшую фотографию на свете и подогреть интерес прессы. Таков рецепт, испробованный Битоном на своих сестрах, Нэнси и Барбаре. Портрет первой в образе падающей звезды, обильно завернутой в целлофан — новый и модный материал 1929 года, — подсказал художественное решение экспозиции. Блеск, глянец, разнообразие фактур.

 

Но каждую самозванку ждет разоблачение, что в результате привело и к скандалу с сестрами Битона. Но если ты как Элиза Дуллитл, ведомая гениальным профессором, «проведешь» короля и сойдешь за свою на балу, то у тебя появится шанс выйти замуж за герцога или на худой конец получить цветочный магазин. Костюмы, стиль и образ Одри Хепбёрн в «Моей прекрасной леди» принесли ему «Оскар». Идеальная геометрия, четкость линий, сочетание пепельно-розового и черно-белых объемов — отличительные черты сцены скачек в Аскоте.

Одобрение света и привилегия быть при дворе давали возможность быть ко двору и даже быть ему полезным. Так, он делает съемку Уоллис Симпсон, возлюбленной Эдуарда VIII (ради которой впоследствии он отречется от престола), в роскошном платье с лобстером от Эльзы Скиапарелли, создавая ей новый публичный образ. В это же время он начинает снимать юных принцесс Елизавету и Маргарет, а позже станет официальным придворным портретистом, во многом сформировавшим визуальный образ новой монархии. Коронационный портрет королевы Елизаветы, дополненный другими фотографиями Ее Величества, формирует центральный объем выставки. Напротив королевы — звезды, герои эпохи, те, кому завидуют и подражают, те, кто создает «дух эпохи». Эти два самых плодовитых периода творчества Битона собраны в центральную инсталляцию с занавесом из стекляруса. Блеск преломляющихся граней призван произвести ошеломляющий эффект на зрителя, когда он входит в зал; таков наш реверанс Битону — поклоннику глянца и блеска.

 

Фото на обложке Василия Буланова, предоставлено бюро PSCulture 

Нэнси Битон в образе падающей звезды, 1929 год
Condé Nast

Нэнси Битон в образе падающей звезды, 1929 год

Снимок Нэнси Битон в образе падающей звезды – одна из самых известных ранних работ Сесила Битона, воплотившая в себе дух «ревущих двадцатых»: в этом великолепном портрете, сделанном накануне финансового краха, который повлек за собой Великую депрессию, воплотилась страсть к стремительному полету, космическому блеску, громкому веселью 1920-х годов.

Автопортрет, 1930-е годы
Condé Nast

Автопортрет, 1930-е годы

Предположительно, снимок сделан в фотостудии американского офиса Conde Nast. В 1930-е годы Битон как светский фотограф становится известен по обе стороны Атлантики. Его имя связано с расцветом глянцевых модных журналов: как один из наиболее активных фотографов Vogue, он фактически создает язык модной и светской фотографии этого периода.

Автопортрет в образе Надара, 1971 год
Condé Nast

Автопортрет в образе Надара, 1971 год

Надар, живший на рубеже XIX-XX веков, был одним из революционеров портретной, светской фотографии. Владелец популярного ателье, где прошла первая выставка импрессионистов, он находился в центре богемной парижской жизни. Став в некотором роде фигурой соразмерной, Сесил Битон в этом автопортрете отдает дань уважения своему кумиру и профессиональному ориентиру.

Экспозиция выставки «Сесил Битон и культ звезд»
Василий Буланов·архитектурное бюро PSCulture 

Экспозиция выставки «Сесил Битон и культ звезд»

Экспозиция насчитывает более ста работ, выполненных Битоном в разные годы, из архива студии фотографа, музея Виктории и Альберта, Лондон; архивов журнала Vogue и Vanity Fai». Большой интерес вызывают не только самые известные фотографии Сесила Битона, но и работы, рассказывающие о кухне модной съемки середины века — серии контрольных отпечатков с авторскими пометками, коллажи, снимки со следами ретуши. Особое внимание будет уделено связям Сесила Битона и русской культуры — один из разделов экспозиции посвящен съемкам для «Русских балетов».

Экспозиция фотографий в белом зале Эрмитажа
Василий Буланов·архитектурное бюро PSCulture 

Экспозиция фотографий в белом зале Эрмитажа

За более чем пятидесятилетнюю карьеру Сессил Битон успел создать огромную по масштабам и охвату портретную галерею: от голливудских звезд первой величины до богемных художников — завсегдатаев лондонского Сохо; от танцовщиков балета, ценителем которого был сам, до модельеров первой величины — Коко Шанель и ее главной соперницы Эльзы Скиапарелли. Среди его героев были Чарльз Джеймс, Кристобаль Баленсиага и Ив Сен Лоран. Именно в его снимках в историю вошли некоторые культовые модели — Битону принадлежит портрет скандальной Уоллис Симпсон в «Платье с лобстером» от Скиапарелли; он снимал принцессу Маргарет в роскошном женственном платье от Dior (1949 год), ставшем символом возврата к мирной жизни после войны.

Одри Хепберн на съёмках фильма «Моя прекрасная леди» в костюме по дизайну Сесила Битона, 1963 год
Condé Nast

Одри Хепберн на съёмках фильма «Моя прекрасная леди» в костюме по дизайну Сесила Битона, 1963 год

Битон сфотографировал Одри Хепберн на съемках «Моей прекрасной леди», голливудского фильма, поставленного по мюзиклу на сюжет пьесы Джорджа Бернарда Шоу. Он был приглашен на картину в качестве художника по костюмам. Работа над историей о простушке, которая благодаря произношению и акценту завоевывает симпатии высшего общества, принесла Битону «Оскар».

Модель в белой панаме от Suzy, 1934 год
Condé Nast

Модель в белой панаме от Suzy, 1934 год

Один из самых известных снимков Сесила Битона. В 1930-е годы характерная черта его модных съемок — перерабатывание эстетики сюрреализма. В этой изящной фантастической сценке головка модели высовывается из шляпной коробки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+