Грибы русского авангарда: что смотреть на выставке Макаревича и Елагиной в Москве

Макаревич и Елагина — знаковые художники для истории российского современного искусства. Задолго до образования творческого дуэта, художники помогали друг другу на «монументалке» — заказах в Олимпийской деревне, театре Райкина и других объектах. Тандем полностью сложился к 1990 году, когда Макаревич и Елагина создали свою первую совместную работу — знаменитую «Закрытую рыбную выставку» по мотивам найденного каталога одноименной выставки 1935 года.
Вместе художники чаще всего работают с пространственными тотальными инсталляциями, используя при создании весь спектр медиумов — от фотографии до реди-мейдов. Но главным в их союзе всегда была интеллектуальная составляющая — обоюдный интерес к утопическим идеям XX века, литературность вкупе с иронией и самоиронией.
Куратором проекта в ММОМА выступила искусствовед Елена Селина: в ее галерее XL были впервые показаны многие инсталляции творческого тандема, теперь представленные на Гоголевском бульваре.
Круг жизни
Проект Макаревича и Елагиной открывает инсталляция «Круг жизни». Большой фотографический фриз, использованный при создании инсталляции, призван с головой погрузить зрителя в среду обитания художников — здесь можно найти и детские снимки обоих авторов, и документацию создания их произведений. На фотографиях и друзья дуэта, среди них художники Римма и Валерий Герловины, и Андрей Монастырский: с группой «Коллективные действия» Макаревич и Елагина будут связаны долгие годы.
В центре инсталляции — большой круглый стол с характерной красной бархатной тканью и советскими лампами, которые напоминают нам о позднесоветском периоде, когда оба автора начали свою творческую деятельность.
Закрытая рыбная выставка
Импульсом для создания первой совместной инсталляции для художников послужила найденная Макаревичем старая пожелтевшая книжица под заглавием «Закрытая рыбная выставка», оказавшаяся каталогом к выставке 1935 года, проходившей в Астраханском Доме Партактива. От привычного каталога найденный объект отличало почти полное отсутствие иллюстраций — от произведений трех неизвестных советских художников, работавших над проектом, остались только причудливые названия, исследованием которых и занялись Макаревич с Елагиной. Работая с текстами буквально, в духе концептуальной традиции, художники создают собственные произведения, намеренно утрируя смысл сохранившихся названий.
Грибы русского авангарда
В 2003 году Макаревич и Елагина представили проект «Паган» в московской галерее XL. Основой проекта послужило исследование художников факта существования Паганского царства на территории Бирмы, связанного с мистическими явлениями и сакральными объектами. По легенде, Паганское царство имело большое энергетическое поле, которое сумело распространиться далеко за пределы Бирмы — а значит русские поганки могут содержать в себе следы сакрального знания древних народов и служить катализатором всех революционных настроений. Исследуя эту тему археологическими методами, Макаревич и Елагина находят грибной след и в русском авангардном искусстве: и теперь башня Татлина произрастает аккурат из шляпки красно-белого мухомора.
Русская идея
Инсталляция «Русская идея» в какой-то момент зажила собственной жизнью. Работа стала крайне популярной среди почитателей Григория Грабового — основателя своеобразного религиозного культа, включенного художниками в портретный ряд инсталляции. Поклонники философии Грабового стали постоянными посетителями галереи XL, где инсталляция демонстрировалась впервые в 2007 году. Помимо портретов философов инсталляция строится вокруг простых и емких элементов «русской идеи» — хлебов и земли. Объединяя портреты философов с тюремными игрушками, сделанными из хлеба, художники задаются вопросом о потенциальной опасности возвращения «философского корабля» на Родину.
Частичное изменение
Многим художникам-концептуалистам было свойственно создание собственной мифологии. Для Игоря Макаревича одним из важных героев становится Буратино, который впервые появился в проекте «Жизнь на снегу» — совместной инсталляции художника с Еленой Елагиной в Русском музее в 1994 году. Сквозной персонаж многих работ Макаревича часто меняет собственную роль и характеристики. В представленных сериях работ персонаж как бы селится внутри произведений Казимира Малевича, одного из любимых художников Макаревича. В апроприированных произведениях Малевича иногда только просматривается фигура персонажа (Черный крест Буратино, 2008), а порой он сам заменяет главного героя полотна как (Портрет Пиноккио, 2012).
Неизвестные разумные силы, 2010
Особенное место в творческой биографии дуэта Макаревича и Елагиной занимает пристальное изучение идеи русского космизма и внимательное исследование работ философа-утописта Николая Федорова. Последние три зала музея отданы масштабным инсталляциям-посвящениям фигуре этого мыслителя. Работа «Неизвестные разумные силы» — хрестоматийная и для творчества художников, и для российского искусства в целом. Впервые представленная в парижском Лувре, инсталляция показывает исследования двух философов — Федорова и Циолковского. Легенда гласит, что Константин Эдуардович, подняв глаза в небо увидел странное сочетание букв, сложившихся в загадочное слово ЧАУ. Развивая собственную мысль «отец русской космонавтики» разгадал его как слово «РАЙ», написанное латиницей (RAY). В инсталляции художников неоновые буквы-видения сопровождают три лестницы вместе с множеством пар мужской, женской и детской обуви — это призраки, отправившиеся вперед, навстречу космическим сферам по заветам Федорова.
Музей Борисова
Во флигеле ММОМА, обособленно от основной части экспозиции, представлены сольные инсталляции Макаревича и Елагиной. Здесь появляется еще один персонаж Макаревича — бухгалтер Борисов, который впервые упоминается им в литературном тексте художника «Тайная жизнь деревьев, или дневник Н.И. Борисова», созданном в процессе подготовки проекта «Лигномания». Типичный «маленький человек», Борисов испытывает страх перед действительностью, питает теплые чувства к уединению и непреодолимую тягу к дереву. В отличие от другого любимого персонажа Макаревича Буратино, который стремится стать человеком, Борисов ограждает себя от мира людей внутри найденных им артефактов и устрашающих предметов быта.
Лаборатория великого делания
В отличие от многих художников концептуального круга, персонаж инсталляции Елены Елагиной вполне реальная фигура. Ученая-футуролог Ольга Борисовна Лепешинская, жизнь которой собственными художественными методами воспроизводит художница, занималась теорией новообразования клеток и верила в возможность продления жизни советского человека до 150 лет. В своей инсталляции Елена Елагина отражает интеллектуальное наследие своей героини в графических листах, напоминающих на первый взгляд страницы из книги алхимика. Фигура Лепешинской тоже здесь — в центре инсталляции Елагина организует музей с портретом Ольги Борисовны по середине.