«От меня остался ноль»: что смотреть на выставке о самоизоляции в Музее Москвы

Марина Звягинцева «Упаковка эмоций»
Разделы «Музея самоизоляции» («Начало», «Пик», «Плато» и «После») фиксируют не только хронологию, но и эмоциональный фон пандемии. Так, первый и самый большой раздел выставки наполнен тревогой и растерянностью.
В марте прошлого года в Москве ввели режим самоизоляции. Покидать квартиру можно было лишь в нескольких случаях: например, дойти до ближайшего супермаркета, вынести мусор или погулять с собакой. Музеи, кафе, театры, библиотеки, школы, университеты и торговые центры — все было закрыто. Неудивительно, что художница Марина Звягинцева для своего проекта «Упаковка эмоций» в основном выбрала негативные эмоции: уныние, гнев, стресс, отчаяние и страх. Каждую неделю с помощью авторской техники биотипии она грунтовала и окрашивала бутылки от воды и молока, стаканчики от кофе и коробки от чая в цвета переживаемых чувств.
Семен Мотолянец «Как правильно мыть руки семью сортами мыла»
Вслед за ограничениями пришли и новые пандемийные практики. Одной из самых популярных стала тщательная дезинфекция рук. Инструкциями, как правильно мыть руки, были заполнены все социальные сети.
На выставке можно увидеть, как привычная гигиеническая процедура воплотилась в видеоперформансе. В кадре одной из работ — руки художника Семена Мотолянца и несколько сортов разноцветного мыла, которыми он их моет. По его версии, во время пандемии у многих возникло желание «умыть руки» от всего происходящего и попытаться выйти не затронутым вирусом.
Павел Отдельнов «День из жизни»
Дневник — пожалуй, один из самых популярных форматов зафиксировать новый и уникальный опыт. Свои карантинные хроники на выставке представил и художник Павел Отдельнов. Взаперти он, как и многие, научился видеть в обыденном отражение личных переживаний и глобальных перемен.
Каждый его карандашный рисунок сопровождает небольшая запись, например: «Поскольку все парикмахерские закрыты, мы купили машинку для стрижки волос и постригли друг друга как можно короче. Волосы в мусорном ведре выглядели жутко: как будто в доме произошло убийство» или «Каждый раз я собираюсь почитать перед сном. Но обычно не получается продвинуться дальше одной-двух страниц. Недочитанная биография великого композитора сейчас кажется мне примерно такой же интересной, как вид моих ног».
Игорь Самолет «От меня остался ноль. Ни юмора, ни чувств — я выгорел»
Раздел «Пик» — самый сложный и тревожный. Хронологически он связан с маем — месяцем, когда общее число заболевших коронавирусом в Москве превысило 100 000 человек.
Здесь можно найти инсталляцию Игоря Самолета «От меня остался ноль. Ни юмора, ни чувств — я выгорел», связанную с усталостью от вынужденного интенсивного онлайн-общения. Оказалось, круглосуточная переписка в чатах и совещания Zoom выматывают так же сильно, как и привычный восьмичасовой рабочий день. Художник реконструирует в физическом пространстве цифровое, куда «складывает» скриншоты сообщений от друзей и аудиосообщения от мамы.
Екатерина Муромцева «Балкон»
Еще один интересный проект — странствующая галерея «Балкон». Впервые художница Екатерина Муромцева открыла выставку на балконе еще в Загребе, где застряла на карантине в марте. Выставочная деятельность галереи началась с проекта «Как стать невидимым» о труде в сфере культуры. Затем были «Портреты после скайпа», «Собаки, которые гуляют со своими хозяевами и другими людьми» и выставка для птиц.
Позже Екатерина начала приглашать других художников поучаствовать в проекте. Новая версия «Балкона» в Музее Москвы по очереди представит работы Любови Кулик, Олега Устинова, Александра Зайцева, а также акварели Муромцевой из Хорватии. Экспозиция обновляется каждый месяц.
Респиратор Виктора Спевацкого
Ближе к лету самоизоляция для многих стала рутиной: горожане поняли, как в новых условиях жить, работать и отдыхать. Творчество — верный способ вернуть утерянную весной гармонию. Москвичи шили маски, ставили домашние спектакли, осваивали новые техники: пэчворк, резьба по яичной скорлупе, вышивка крестиком.
Москвич Виктор Спевацкий украсил свой респиратор кольцами от подшипников и медной проволокой в стиле стимпанк. Весит эта накладка 100 граммов.
Карен Мнацаканян и фотографии масок
Идея фотографировать маски пришла к москвичу Карену Мнацаканяну в середине мая. Первый экземпляр для коллекции он обнаружил на автобусной остановке и сфотографировал на камеру смартфона.
Предпочтений к материалу и качеству масок для будущих кадров у него не было. Он лишь хотел зафиксировать, как подобные артефакты наряду с небрежно брошенными на улицах фантиками, окурками и прочим повседневным мусором стали неотъемлемой частью нашей повседневности. За два месяца в коллекции Карена появилось 40 масок, многие из них можно увидеть в экспозиции выставки.
