К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Нет больше сна: 9 спектаклей-путешествий

Нет больше сна: 9 спектаклей-путешествий
Леди Макбет в нью-йоркском отеле, постапокалипсис в центре Москвы и ускоренные актерские курсы для детей — самые интересные спектакли-променады по версии Forbes

Жанр спектакля-путешествия, или променад-театра, существует не первый год. Однако в 2014 году театр, в котором зрителя заставляют ходить из комнаты в комнату, преследовать персонажей, а порой и самому выстраивать собственный сюжет, стал едва ли не самым популярным развлечением даже у людей, которые себя театралами не считают.

Forbes выбрал 9 интересных спектаклей сезона 2013/2014, которые не позволят зрителю сидеть на месте.

«День Леопольда Блума. Извлечение корня времени»

«День Леопольда Блума. Извлечение корня времени»

Где: Школа драматического искусства, Москва

24-часовой спектакль, или, как называют его авторы, театральный хэппенинг, 16 июня 2014 года пройдет во второй раз за 10 лет. Повторится ли спектакль в ближайшие годы, неизвестно. Премьера постановки «День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» состоялась в 2004 году и была посвящена столетию Дня Блума — праздника, ежегодно отмечаемого поклонниками творчества Джойса (у действия романа «Улисс» есть точная дата — 16 июня 1904 года).

Представление в московской Школе драматического искусства тоже занимает ровно сутки: оно идет с 8:00 16 июня до 8:00 17 июня. Театральный марафон проходит по всему театру: артисты, по порядку читающие главы романа, могут оказаться и на сцене, и в буфете, и в гардеробе. Как и в каком порядке следовать за ними — решать зрителю. Отважившимся провести с актерами все 24 часа предоставляется уникальный шанс за рекордный срок прочитать знаменитый роман Джойса. Остальные вольны в этот день покидать театр и возвращаться в него сколько угодно раз.

Sleep No More («Нет больше сна»)

Sleep No More («Нет больше сна»)

Где: McKittrick Hotel, Нью-Йорк

Несмотря на то, что британская труппа Punchdrunk существует с 2000 года, широко известна во всем мире она стала после своей первой нью-йоркской постановки Sleep No More в 2011 году. Эта трактовка шекспировского «Макбета» примечательна тем, что ни один зритель в течение вечера не увидит один и тот же спектакль, а некоторые и вовсе не смогут проследить связь с шекспировским первоисточником. Но сюжет в этом спектакле — далеко не главное.

Основное правило представлений Punchdrunk — «забудьте, с кем вы пришли». Зрителям здесь предлагают надеть безликие белые маски и в одиночку окунуться в одну из нескольких историй, одновременно разворачивающихся на нескольких этажах отеля McKittrick в декорациях, которые представляют собой собой детально выстроенные спальни, кабинеты, архивы, молельни, купальни, бары, бальный зал и даже кладбище. Пока вы бродите среди пугающе реалистичных декораций, будьте готовы ко встрече с людьми в окровавленной одежде или вовсе без нее, с обезглавленными младенцами и персонажами, убивающими друг друга прямо у вас на глазах. Организаторы Sleep No More неоднократно предупреждают, что их шоу — для совершеннолетних и не для слабонервных.

Если после всех предупреждений вы отважитесь прийти на спектакль и почувствуете, что нервы сдают, всегда можно вернуться в бар на первом этаже, тоже принадлежащий Punchdrunk.

«Норманск»
Наталья Базова

«Норманск»

Где: Центр имени Мейерхольда, Москва

«Норманск» — это 3,5-часовое путешествие по московскому Центру имени Мейерхольда, сюжет которого вдохновлен повестью братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Синопсис похож на пересказ постапокалиптического фильма-катастрофы: из города будущего, где всегда идет дождь, эвакуированы все жители. Остались только странные зловещие дети и «мокрецы» — мутанты-наставники детей, передающие им некие тайные знания.

Создатели «Норманска» предлагают зрителям вести себя по всем законам изобретенного в Великобритании променад-театра: «войти в спектакль» можно в 18:30, 19:00, 19:30, 20:00 или 20:30. Куда идти, за каким героем наблюдать и как выстраивать сюжет — решает сам зритель. Единый финал наступает в 21:30.

The Drowned Man («Утопленник»)

The Drowned Man («Утопленник»)

Где: Temple Studios, Лондон

В этой последней на сегодняшний день постановке британских мастеров «новой театральной реальности» зритель переносится в окрестности голливудской студии 1950-х годов, чтобы поучаствовать в съемках загадочного проекта под названием The Drowned Man («Утопленник»). На маленькой программке, которую выдают на входе, с каждой стороны листа буквально в пяти строчках изложен сюжет двух основных линий спектакля: он любит ее, но так ревнует, что сходит с ума и решается на убийство, вторая «она» любит другого «его» и точно так же теряет разум от ревности.

Если надоест следить за сумасшедшими страстями (которые показаны в основном при помощи хореографических номеров), можно отбиться от групп, гоняющихся за главными персонажами. Второстепенные здесь не менее интересны. Что за дама в кружевах моет голого мужчину в ванне в полутемной хижине, зачем подозрительный доктор осматривает всех пациенток, непременно раздевая их до трусов, и что хранится в тайной комнате директора киностудии? Чтобы найти ответы на эти вопросы, зрителю придется побегать по искуственным барханам, лесам и трейлер-паркам.

Слабонервным и не достигшим совершеннолетия стоит воздержаться от посещения спектакля: на пути к разгадке тайны «Утопленника» можно столкнуться с сексом в туалете или даже оргией на танцполе.

«Театр изнутри»

«Театр изнутри»

Где: Большой драматический театр имени Товстоногова, Санкт-Петербург

Большинство существующих на современной сцене спектаклей-променадов ориентированы на взрослого зрителя, хотя, кажется, нет формата, более подходящего для того, чтобы заинтересовать ребенка. Петербургский Большой драматический театр предлагает юным зрителям и их неравнодушным родителям начать знакомство с театром с самого театра. Участников экскурсии проведут по всему зданию Каменноостровского театра, построенного в начале XIX века, покажут, как работают все цеха: от осветителей и звукооператоров до гримеров и бутафоров.

Под конец путешествия детям, получившим новые знания, предложат сыграть в самом настоящем маленьком спектакле. И тут уже настанет очередь родителей удивляться: любые юные актеры после часа, проведенного в театре, начинают не только складно произносить текст, но и синхронно двигаться на сцене.

«Декалог»

«Декалог»

Где: Театр имени Маяковского, сцена на Сретенке, Москва

Актеры «Маяковки» вместе с драматургом Сашей Денисовой начали работу над спектаклем за год до его премьеры в сентябре 2014 года, которая будет приурочена к открытию второй сцены театра после капитального ремонта. Чтобы собрать материал для пьесы, артисты несколько месяцев ходили по улице Сретенке в поисках героев, брали интервью у жителей района и, самое интересное, пересказывали на студийных встречах. В итоге получился «Декалог» — рассуждение о десяти библейских заповедях на примере проблем и нравственных терзаний современных москвичей.

Пока зрители переходят из буфета в гардероб, а оттуда в фойе, на лестницы, на сцену, в складские помещения, актеры зачитывают документальные монологи, из которых вырастают художественные сюжеты. Бытовые зарисовки вроде разговоров в курилках чередуются здесь с фантастическими костюмными сценами: обещают императоров в полном обмундировании, светящихся девушек и старушек, исполняющих contemporary dance.

Speakeasy Dollhouse

Speakeasy Dollhouse

Где: о месте действия зрителям сообщается отдельно, Нью-Йорк

Спектакль начинается задолго до того, как зритель перешагнет порог одноименного клуба. Speakeasy Dollhouse — это пекарня и парикмахерская времен сухого закона в США, в подвале которой скрывается увеселительное заведение. Перед тем, как в него попасть, зрители получают несколько электронных писем с цитатами из криминальных хроник 1930-х годов и инструкциями. На месте их встречают полисмены, одетые в форму, соответствующую эпохе, и объясняют, какую роль сегодня предстоит играть самим зрителям. Каждый получает крупицу информации, которая должна пролить свет на загадочное убийство итальянского эмигранта бутлегера Фрэнка Спано.

Убийство и в самом деле произошло в 1935 году, и действительно по сей день не раскрыто. А масштабную ежевечернюю игру в «мафию» по его мотивам организовала настоящая внучка погибшего итальянца художница Синтия фон Бюлер. Шоу задумывалось как развлечение на один вечер, деньги на первое «заседание» Speakeasy Dollhouse были собраны на платформе Kickstarter, однако, по просьбам зрителей, представление идет в Нью-Йорке уже больше года.

Shoot/Get Treasure/Repeat

Shoot/Get Treasure/Repeat

Где: галереи Санкт-Петербурга и Москвы

Восьмичасовое представление по драматургическому циклу англичанина Марка Равенхилла носит подзаголовок «музей 16 пьес» — и потому показывают Shoot/Get Treasure/Repeat, как правило, в музейном пространстве (в Москве спектакль шел в Галерее на Солянке и в Московском музее современного искусства).

Режиссер Дмитрий Волкострелов в этой работе отказывается от работы постановщика как посредника между зрителем и пьесой, трактовщика идей драматурга, и попросту выдает зрителю голый текст. Иногда отрывки зачитывают актеры, иногда их можно услышать в записи, а иногда — просто прочитать на экране. Это не театр, в который идут за развлечениями или приключениями. От зрителя здесь требуется концентрация и готовность не только потреблять, но и осмысливать информацию. Возможно, для разговоров о природе ненависти, войн, нетерпимости, которую исследует Равенхилл в своих пьесах, лучше всего подходит именно такой сухой и сдержанный язык.

There She Fell («Вот она и упала»)

There She Fell («Вот она и упала»)

Где: The Kingsland Ward at St. Johns, Нью-Йорк

Самый предсказуемый и благодатный материал для театра-променада — приключения Алисы из повестей Люиса Кэрролла — как ни странно, довольно редко в нем используют. Нью-Йоркская танцевальная компания Third Rail Projects взялась не только за «Алису в стране чудес» и «Алису в Зазеркалье», но и за биографию самого Кэрролла.

Зрителей ждет путешествие в лучших традициях падения в кроличью нору: будьте готовы к тому, что вам, как Алисе, предложат что-нибудь выпить, съесть, откусить, куда-то пролезть и с кем-то побеседовать. Главное отличие этого шоу от многих других театров-променадов — в его камерности. На одно представление могут попасть не больше 15 зрителей.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+