К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как нам перестать бояться ядерной бомбы и обустроить мир: фильм недели – «Сфера»

Фото Imagenation Abu Dhabi FZ
Фото Imagenation Abu Dhabi FZ
После ряда политических антиутопий, где мир будущего показан кошмарно тоталитарным, появилась «Сфера», в которой поначалу тоже много ужасающего, но в итоге утверждается, что политиков и миллиардеров можно исправить и построить, используя их же собственные технологии

Не удовлетворившись одним только футболом, шейхи теперь поперли в кино. Новый голливудский фильм «Сфера» с Томом Хэнксом и Эммой Уотсон профинансирован некой компанией из Абу-Даби. Глядишь, скоро нефтехваткие арабы составят конкуренцию японцам, которым принадлежит часть ведущих голливудских студий.

О ЧЕМ ЭТО

В недалеком будущем в мире возникает крупнейшая мегакорпорация «Сфера» — в оригинале вообще-то The Circle, «Круг». Ее руководитель, которого изображает Том Хэнкс (а уж нефтедолларов-то ему, небось, арабы отвалили!..), явно списан со Стива Джобса. На презентации, где его встречают как поп-звезду, приходит в свитере и джинсах и всякий раз устраивает шоу.

 

В эту корпорацию, благодаря подруге, устраивается и героиня Эммы Уотсон — недавняя красавица, подружившаяся с чудовищем, знаменитая Гермиона Грейнджер из «Гарри Поттера». Ее берут не сразу, она должны выдержать несколько тестов. Таких, как она, в корпорации именуют «мальками» — это примерно как в нашей армии 1970-х ежи: салаги, салабоны. Атмосфера в корпорации предельно дружественная: вечерами — тусовки с танцами и даже легким выпивоном. Вместе с тем, это напоминает секту: ты постоянно под колпаком у руководства. Когда героиня без спроса отправляется в выходные навестить родителей, не считая это зазорным, ей по возвращении устраивают выговор: проигнорировала-де несколько корпоративных вечеринок и вообще не слишком активна в местных соцсетях, а тут ценится умение общаться со всеми.

После этого героиня перестает отлучаться к родителям, хотя отец серьезно болен.

 

Отследить перемещения героини несложно, ведь главный гаджет, который внедряет корпорация, это незаметные микроглазки, с помощью которых можно наблюдать за любым человеком, любой частью любого города, даже за дикими пляжами. Эти глазки пропагандируются как наивысшее достижение свободы мира, его прозрачности и демократии.

ЧТО В ЭТОМ НЕОБЫЧНОГО

 

Тут главная хитрость фильма, который не назовешь шедевром, но который реанимирует давний литературный жанр, о возможности появления которого на экране я, по правде сказать, и не подозревал.

В последнее время в моду вошли антиутопии — фильмы о мрачном тоталитарном будущем человечества. А чего еще ожидать, если в мире творится такое, о чем и знать-то не хочется? Все антиутопии восходят к роману Оруэлла «1984» и альбому Pink Floyd «Стена» (с неотделимым от него не менее знаменитым фильмом Алана Паркера). В последнее время антитоталитарные антиутопии стали молодежными, породив сразу два хита с продолжениями: «Голодные игры» и «Дивергент» — «Инсургент».

Почти до самого финала кажется, что «Сфера» — фильм из этого же ряда. А заодно жанра киберпанк, основными сюжетными признаками которого являются грядущая власть мировых мегакорпораций, которые возвысились над правительствами и используют в своих целях новые виртуальные технологии.

Новая система тотальной слежки за миром, которую предлагает «Сфера», настроена на то, чтобы искоренить всю преступность, мировую политическую тиранию и глобальный терроризм. Но одновременно — и это понятно любому киноману — это и система тотального контроля. Кто владеет «Сферой», тот владеет миром. Правда, деятельность «Сферы» собирается обсудить американский сенат. Но, похоже, лишь для того, чтобы попытаться подмять «Сферу» и ее возможности под себя. Чтобы отслеживать каждый взгляд, шаг, разговор, sms выборщиков и предугадывать их действия. Общая цель всех, кто уже владеет «Сферой», использовать персональные данные людей ради богатства и власти. Все бы пошло, как планировалось. Уже двадцать две демократические страны согласились на то, что даже голосование во время выборов будет происходить через «Сферу», а кто не будет использовать систему «Сферы», тому полный штрафной кибальчиш.

Но подкачала главная героиня. Она всерьез поверила в идеалы «Сферы» и сама предложила стать первым прозрачным человеком на Земле, за прогулками, разговорами, перепиской которой следит весь мир (у нее есть только три неподсматриваемые минуты — на посещение туалета). И тут она столкнулась сначала с резкой реакцией родителей, которые отключили связь с ней, поскольку «Сфера» лишила их личного пространства, а потом и с другими гадостями, которые изменили ее мнение о корпорации.

 

Возникает интересная дилемма. С одной стороны, убедительны аргументы идеологов «Сферы», которые временно разделила и героиня: любые секреты порождают зло. Люди творят преступление, когда уверены, что их не видят, не раскусят и в итоге не накажут. С помощью «Сферы» и включенных в нее миллиардов людей, каждый из которых рад стать стукачом, любого преступника и просто человека можно разыскать за десять минут. С другой стороны, можно ли считать демократией ситуацию, когда каждый твой шаг отслеживается?

Финал фильма, однако, чистая сатира, переворачивающая ситуацию с ног на голову. Это не антиутопия — это утопия: фильм не о кошмарном, а об идеальном будущем. Какие последние утопии приходят на память? Ужас, какие древние, либо средневековые. «Государство» Платона, книга с длинным названием, известная вкратце как «Утопия» Томаса Мора, «Город солнца» Томмазо Кампанеллы. Сочинения среднестатистических советских научно-фантастических писателей учитывать не станем, хотя у них-то в каждой повести — оголтелый коммунизм.

Сфера замечательна новой идеей установить на Земле истинную демократию. Надо просто сделать прозрачными, установив на них малюсенький глазок, который позволит контролировать каждые их мысль и действие, на каждого миллиардера, крупного политика и военного. Жизнь публичных людей должна стать прозрачной. Они жаждали контроля над миром — они получат его над собой. И всем нам будет счастье.

Imagenation Abu Dhabi FZ

АКТРИСА

 

Сериал про «Гарри Поттера» вывел на экран троицу артистов, которые изобразили главных героев в восьми фильмах: с младых ногтей до, по нашим меркам, студенческого возраста.

Сначала казалось, что самый перспективный из них — рыжеволосый характерный Рон — Руперт Гринт, которому в первой серии 13 лет, а в последней — 23. У него после «Гарри» было несколько удачных фильмов, но сейчас он, в основном, сериальный актер, что тоже недурственно.

У Дэниела Рэдклиффа — Гарри Поттер (в первой серии 12 лет, в последней 22) — вроде бы неплохая актерская судьба. Ряд фильмов, в том числе громких. Но его явно подвела внешность. Обаятельный юноша превратился в молодого маленького мужичка, не сказать, чтобы красавца.

И тут из главной троицы «Гарри» вдруг вышла в первый ряд Эмма Уотсон — Гермиона Грейнджер (в первом фильме ей было 11, в последнем — 21). В последнее время — роль за ролью. Красавица? Нет, наверное. Но у нее есть шарм и она способна, как показывает «Сфера», в одиночку держать фильм. При этом по внешности и психофизическим данным у нее сейчас нет конкуренток — разве что Кристен Стюарт. Большие перспективы.

 

НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА

Начало анекдота: однажды прозрачный Трамп и прозрачный Гейтс пожали руку прозрачному Путину

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+