К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Второе покушение. Как «Иван Грозный» переживет нападение вандала

Второе покушение. Как «Иван Грозный» переживет нападение вандала
Третьяковская галерея оценила ущерб от нападения на полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая известна также под названием «Иван Грозный убивает своего сына», в 500 000 рублей. Как вандализм отразится на российских музеях и повлияет на зрителей

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», изображающее убийство царем своего сына, второй раз в истории Третьяковской галереи становится жертвой вандальского нападения. В 1913 году иконописец Абрам Балашов нанес полотну несколько ударов ножом, повредив и лицо царя, и лицо царевича. 25 мая 2018 года 37-летний житель Воронежа ударил полотно металлической стойкой ограждения. «В результате толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали», — заявила Третьяковская галерея.

«Ущерб — значительный. Произошло серьезное осыпание красочного слоя, полотно пробито насквозь, — прокомментировала Forbes Life заместитель директора научно-реставрационного центра Грабаря Ольга Темерина. По словам эксперта, в этой ситуации очень важно избежать дублировки авторского холста, когда при соединении разорванных краев реставраторам приходится армировать поверхности холста, свести вмешательство в полотно картины к минимуму. «В любом случае, был шедевр Репина и шедевром Репина останется», — ответила Ольга Темерина на вопрос Forbes Life, влияет ли такое вмешательство на идентичность работы.

Реставраторы Центра Грабаря пока не получили из Третьяковской галереи запросов на помощь, участие в реставрации. Хотя исторический прецедент был: в 1913 году реставрацией порезанного холста «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» руководил Игорь Грабарь, попечитель Третьяковской галереи, позднее руководитель созданных им Центральных реставрационных мастерских. В 1913 году края разрезов на холсте соединял реставратор масляной живописи Дмитрий Богословский, учившийся в Мюнхене. По восстановленному полотну Илья Репин, срочно вызванный с дачи, заново написал лица царя и царевича. В архиве Центра Грабаря хранится благодарственное письмо Репина Богословскому за идеальное восстановление холста.

 

По словам Ольги Темериной реставрации не стоит на месте. За сто лет, прошедших с первой реставрации злосчастного полотна, реставраторы освоили новые приемы и материалы. Например, значительно изменилась технология заделывания прорывов. Теперь реставраторы почти не делают больших заплаток на холст, появилась техника, с помощью которой удается размахрить и заново сплести ниточки холста. Если реставрация в 1913 году заняла год, то в 2018 году ее можно провести за несколько месяцев. Третьяковская галерея оценила свой ущерб в 500 000 рублей.

Однако, инфернальная слава работы Репина — два покушения на полотно, самоубийство писателя Всеволода Гаршина, позировавшего Репину для портрета Ивана Грозного, самоубийство смотрителя галереи в 1913 году, — способна превратить картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в мистический фетиш. Третьяковскую галерею — поднять выше в рейтинге самых посещаемых музеев России и мира ( сейчас по данным The Art newspaper Третьяковская галерея — третий по посещаемости музей России и 30-й в мире). Ведь и «Джоконда»Леонардо да Винчи стала мировой знаменитостью лишь после того, как ее похитили из Лувра в 1911 году, а все газеты напечатали ее фотографии.

 

Сейчас Третьяковской галерее и всему российскому музейному сообществу предстоит решить вопрос: как показывать искусство, не подвергая его риску разрушения. Вероятнее всего, нападение на Репина приведет к изменению безопасности и правил экспонирования особо ценных работ во всех музеях страны.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+