Рисунки на заборах: в Москве показывают Бэнкси и его крыс

Фото DR
Фото DR
На выставке в ЦДХ 100 работ художника Бэнкси, который за 10 лет из уличного хулигана превратился в любимого музейного автора

В ЦДХ  привезли 100 работ Бэнкси, знаменитого street art художника, автора граффити, которого еще недавно на дух не переносили музеи и галереи и преследовала полиция. Сейчас каждое его граффити расценивается как политическое откровение.

«Опыт Бэнкси показывает, что и на куске коробки можно создать произведение искусства, страховая стоимость которого будет порядка €350 000»,

— говорит куратор и организатор выставки Александр Начкебия. В белой раме под стеклом кусок картонной коробки с трафаретным рисунком, на котором лицо полицейского закрыто улыбающимся эмодзи.

Еще недавно арт-критики были уверены: несмотря на весь шум вокруг него, Бэнкси никогда не попадет в коллекции респектабельных музеев. Но в 2009 году в Бристоле у Бэнкси открылась первая выставка, затем на Christie's три работы Бэнкси были проданы за £200 000. С тех пор их цена возросла почти до полутора миллионов.

«В Британии Бэнкси — национальный герой. 80% британцев однозначно идентифицируют «Девочку с красным шаром» как работу Бэнкси. Это очень высокий показатель. Спросите в Москве у кого-нибудь о работе современного художника, как думаете, многие ли угадают автора?» — говорит Александр Начкебия.

«Девочка» появилась на мосту через Темзу в 2002 году. Кто-то приписал к ней there is always hope, и с тех пор рисунок стал одним из главных символов уличного искусства.

Фото DR
Фото DR / Фото DR

Конечно, кусок лондонского моста в Москву никто не привез. Это одна из главных проблем коллекционирования стрит-арта музеями — его очень сложно собирать и экспонировать. А еще сложнее подтвердить подлинность.

«Мы не брали в нашу коллекцию работы, не подтвержденные сертификатами подлинности. Меня часто спрашивают, почему мы не выставляем куски стен? Дело в том, что компания Pest Control, которая занимается подтверждением подлинности работ Бэнкси, очень редко сертифицирует его уличные работы. Мы не хотели деноминировать авторитет выставки сомнительными работами».

Поиск работ Бэнкси, как и поиск самого автора, которого никто не знает в лицо, напоминает детективную историю.

В Америке, в штате Юта, Бэнкси написал несколько крыс в 3D-очках. На следующий день выпал снег, и сохранилась (и была подтверждена) только одна крыса на двери Египетского театра в Парк-Сити. В процессе подготовки выставки кураторы получили фотографию работы с такой же крысой с предложением показать ее в экспозиции. Единственное, что вызвало сомнение, — она подозрительно хорошо сохранилась. «Мы посмотрели все фотографии в Instagram, которые были сделаны в те дни в Парк-Сити. Оказалось, что крысы Бэнкси смотрели налево, а та, что предложили нам, направо. То есть трафарет скорее всего другой. И хотя это была очень красивая работа, выполненная на целом куске бетона, нам пришлось от нее отказаться», — объясняет куратор.

Фото DR
Фото DR / Фото DR

Непростая история и у Love is in the Air, которую Бэнкси нарисовал на Берлинской стене. В коллекции одного европейского музея есть такая работа, вырезанная из стены, но не подтвержденная сертификатом происхождения. И несмотря на то, что эта работа очень узнаваема, нет никакой гарантии, что это подлинный Бэнкси, — все его трафареты для этого граффити были одного размера, а тот, что хранится в музее, на 2 сантиметра больше. Почему так? Может, он делал рисунок, не прислоняя трафарет к стене? Тогда бы граница краски была нечеткой. И вряд ли эксперты смогут найти ответ на этот вопрос без подсказки автора.

Кураторы выставки не признаются, знают ли они Бэнкси в лицо. Художник не поддерживает выставки, которые организовывает не он сам. Бэнкси считает, что кураторы и музейщики зарабатывают деньги на его искусстве. Хотя отрицание музеев — тоже маркетинговый ход. Бэнкси в курсе, сколько стоят его работы, и сам зарабатывает на этом хайпе вокруг своего имени.

«Кураторы музеев, где он работал, наверняка знают, кто скрывается за именем Бэнкси, — продолжает Начкебия. — Но арт-сообщество уважает художника и его право не раскрывать свой псевдоним, иначе уже давно его кто-нибудь слил бы. С другой стороны, эта интрига и есть часть имиджа Бэнкси».

На московской выставке работы из собрания 30 коллекционеров. «Первый вопрос, который мне задавали коллекционеры: как я могу быть уверен, что это ко мне вернется?» — рассказывает куратор. Один музей, предоставивший свои работы, прописал в контракте, что при любых экономических или политических коллизиях как внутри страны или во внешней политике России он сразу же заберет свою коллекцию.

Организаторы выставки застраховали экспозицию на £10 млн. Среди самых дорогих работ оказались принты и холсты Бэнкси на суммы, начинающиеся с €250 000. Например, принт «Джоконда» существует всего в двух экземплярах, один из которых представлен в Москве, другой в 2006 году был продан за £56 000. Сегодня его оценочная стоимость €700 000. Серию «Кейт Мосс» из шести принтов номер 17 (каждый принт был сделан тиражом в 20 экземпляров), выполненную в духе Энди Уорхола, эксперты оценили в £600 000. Когда Кейт Мосс вернулась из свадебного путешествия, она обнаружила портрет Бэнкси у себя в ванной.

Фото DR
Фото DR / Фото DR

Помимо «Джоконды» и «Кейт Мосс» на выставке показывают обложку пластинки группы One Cut с эскизом Бэнкси, оцененную в €300 000; диптих с незамысловатыми человечками на деревяшке в золотой раме; дверь с незаконченным граффити, оцененную в €700 000 (кураторы полагают, что художника кто-то спугнул: вторая дверь с обезьяной и законченной надписью keep it real находится в музее MOCO в Амстердаме); и банкноты, нарисованные Бэнкси. Этими деньгами можно было расплачиваться на выставке Dismaland, которая прошла в 2015 году на территории заброшенного курорта «Тропикана» в городе Уэстон-сьюпер-Мэр в Англии. В той выставке приняли участие 52 художника. Каждому из них Бэнкси подарил свою небольшую работу.

Фото DR
Фото DR / Фото DR

Пример Бэнкси показывает, как искусство перешагнуло границу, отделяющую его от вандализма. Искусство Бэнкси предельно доступно зрителю, лишено музейного снобизма, а сам автор поддерживает товарищей по цеху. Продав серию принтов «Выбирай свое оружие правильно», Бэнкси передал все деньги на поддержку российской арт-группы «Война».

«Бэнкси понятен, лаконичен, своевременен. В этом и есть его талант: выхватить образ, который понятен всем, — говорит Александр Начкебия. — Поэтому Бэнкси нужен всем». Это подтверждают цифры: за первый же день московскую выставку посетили 6000 человек. Затем экспозиция поедет в Санкт-Петербург, Милан, Турин, Неаполь, Мадрид, Париж, Барселону и Брюссель.