К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Искусство с видом на Кремль: как ГУМ стал арт-дилером

Искусство с видом на Кремль: как ГУМ стал арт-дилером
На первой линии ГУМа открылась выставка-фестиваль ГУМ-Red-Line 2019, а на третьем этаже универмага — галерея современного искусства. На проект потрачено 50 млн рублей. Forbes Life узнал, сколько планируют заработать

ГУМ-Red-Line 2019 — это 15 именных павильонов, спроектированных архитектурным бюро WowHaus, каждый из которых оформляет участник фестиваля: Владимир Дубосарский, Олег Кулик, AES+F, Андрей Бартенев, Павел Пепперштейн, Гоша Острецов, Георгий Тотибадзе, Константин Звездочетов, Александр Виноградов, Сергей Братков, Семен Файбисович,  Айдан Салахова, Белла Левикова, Ирина Корина, Таня Пёникер. Идея проекта возникла из арт-проекта «Современное искусство на обложке BoscoMagazine».

Работы объединены единой темой на все времена. Тема семьи — понятная и необъятная, ключевая тема Bosco — стала отправной точкой проекта.

Forbes Life поговорил с главным редактором BoscoMagazine, руководителем проекта ГУМ-Red-Line 2019 Игорем Казаковым об искусстве и о деньгах.

 
Игорь Казаков
Игорь Казаков·DR

Игорь, среди участников проекта — и художники первого ряда, и совсем молодые.

Куратор проекта — Марина Федоровская, она же  наш главный интервьюер, она не только собирала  этих художников, но и беседовала с ними. Мы собирали первый эшелон, утвердившихся, крепких, состоявшихся, коммерчески успешных художников. Для последних четырех обложек художниками работы создали Белла Левикова, Айдан Салахова, Ира Корина и Таня Пёникер. Тане Пёникер 25 лет, но  хоть она и самая молодая участница,  попадает в критерий состоявшегося художника, и мы подумали, что будет здорово, чтобы она завершила этот цикл. Все наши участники, и тем, кому восемьдесят, и тем, кому двадцать пять, живые, здоровые, активно работающие. У Семена Файбисовича идет выставка в Третьяковке, у Павла Пеперштейна — в «Гараже».

 
Павел Пепперштейн. Супрематическая семья. 2016
Павел Пепперштейн. Супрематическая семья. 2016·DR

Поскольку мы — и пропагандисты, и просветители, и вовлекатели широкого народонаселения в современное искусство,  то возникла идея выставки-фестиваля. Отдельные микровыставки, павильоны, как мы их называем. Они будут высроены по всей линии ГУМа, во всю длину. И на каждом из павильонов представлена работа, которая была на обложке. Но не только она: каждый художник делает собственный павильон, художественную композицию. Кто-то показывает плоскостные работы, кто-то делает инсталляцию, кто-то делает скульптурную композицию, кто-то показывает видео. Поскольку они все очень разные, они будут и выглядеть по-разному.

Вы платили гонорар художникам за ваши обложки?

Символический. Допустим, Кулик лепил, ему нужно было купить глину, вот такие вещи мы оплачивали, больше ничего. Работы остаются у художников. Если бы мы покупали их работы — это был бы совершенно другой разговор, другие условия. Кстати, сейчас многие работы проданы и чтобы собрать их, одну картину  привезли из Лондона, другую из Италии. Мы собираем пятнадцать. К сожалению, не получилось добиться присутствия Брускина в проекте. Стенда у него не будет.

 

Восемнадцатого апреля у нас будет торжественное большое открытие: первая часть — работа с прессой, пресс-конференции, общие и индивидуальные интервью, а вечером будет мероприятие, как положено, с шампанским, в галстуке, в платье...

Олег Кулик. Летатлин. 2019
Олег Кулик. Летатлин. 2019·DR

В чем бизнес-интерес ГУМа?

ГУМ — это все-таки магазин, и  вполне органично и естественно не только показывать, но и продавать. То есть все эти работы, кроме тех, которые уже проданы или же не продаются, можно купить. У каждой из этих работ есть цена, и мы, как проект ГУМ-Red-line, будем их продавать .

Так мы объединяем художественно-просветительский образовательный проект с коммерческой составляющей. Надеемся, что это поможет нам компенсировать расходы на праздник искусства и красоты.

Проект продлится до конца мая. По нашим подсчетам выставку должно посмотреть больше четырех миллионов человек.

 

Какую комиссию от продажи работ получаете?

Это очень индивидуально: с каждым художником мы проговаривали условия отдельно. Есть художники, которые работают с галеристами, и тогда мы договариваемся на троих.

С Еленой Селиной, с Дмитрием Ханкиным, — в общем, со всеми участниками рынка. Многое зависит от работы: какая-то работа в собственности  художника, какая-то — в галерее, у кого-то есть глобальные договоренности, у кого-то — индивидуальные, на отдельные проекты — тут нет единого шаблона. Нельзя сказать, что  художники приходят, мы пополам с ними продаем работы, и «в кассу».

В разных случаях наша комиссия составляет до пятидесяти процентов, нет единого решения для каждого. Более того, у самого художника могут быть работы, которые он делает в рамках сотрудничества с галерей, там есть определенные финансовые обязательства, а есть работы, которые он делает сам по себе.

 

Сколько потратила Bosco на организацию этой выставки?

Проект стоит в районе пятидесяти миллионов рублей. Деньги идут на то, чтобы произвести стенды, работы развесить, шампанского налить на открытии. Сейчас  Bosco и ГУМ — генеральные партнеры, спонсоры и меценаты. Но мы открыты к сотрудничеству и с другими.Чтобы проект осуществился, нам нужно дополнительное финансирование. Например, когда Bosco организует каток на Красной площади, там и автомобиль стоит, и логотипы наклеены. Это все ради общего результата.

Семен Файбисович. Радуга. 2014
Семен Файбисович. Радуга. 2014·DR

Сколько вы планируете заработать на этом проекте?

Идея состоит не только в том, чтобы устроить выставку на пару месяцев и забыть об этом. Наверху, на третьем этаже, мы открываем галерею с тем же названием — ГУМ-Red-line, которая будет представлять современных художников и их продавать. Предполагается, что это будет классическая художественная галерея, где будет меняться экспозиция, где будут кураторские выставки отдельных художников, и пойдет художественная жизнь.

 

Кто будет куратором галереи?

Для того, чтобы избежать вкусовщины создается экспертный совет, состав которого будет анонсирован на открытии выставки и галереи одновременно. В него войдут шесть-семь человек.  Идея такая: в галерею подается заявка, что художник Сидоров предлагает провести персональную выставку, а экспертный совет выражает свое мнение. И конечно, галерея гарантирует зеленый свет тем шестнадцати авторам, благодаря которым она возникла.

У галереи триста квадратных метров пространствах, это  замечательное помещение, выходящее окнами на Красную площадь. До недавнего времени там был склад. А сто двадцать пять лет назад в этом помещении, и это не шутка, работала галерея парфюмера и коллекционера Генриха Брокара. Я, честно говоря, был поражен, когда  узнал. Я читал энциклопедию, которую мы выпускали к ста двадцатилетию ГУМа, там есть заметка про галерею Брокара и есть фотография.

В общем, мы рассчитываем и имеем амбиции на то, что наша галерея станет ключевым местом присутствия современного искусства в Москве.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+