Богомолов стал худруком театра на Малой Бронной: три сценария этой пьесы

Фото Дмитрия Коробейникова / ТАСС
Режиссер Константин Богомолов и телеведущая Ксения Собчак на "пионерских чтениях" Фото Дмитрия Коробейникова / ТАСС
Главной новостью для театрального мира на этой неделе стало назначение Константина Богомолова худруком Театра на Малой Бронной. Повторит ли он революцию «Гоголь-центра» Серебренникова или пойдет по пути Бориса Юхананова в Электротеатре? Forbes Life составил три возможных сценария развития событий и попросил прокомментировать ситуацию бывшего руководителя театра Сергея Голомазова

Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического театра на Малой Бронной. Кресло худрука Богомолову прочили давно, и не только на Бронной. Богомолов был негласным претендентом на Таганку, ЗИЛ, Театр Табакова и даже Гоголь-центр. О конкретных предложениях он никогда не рассказывал, но не раз заявлял, что руководить театром совсем не против. Его поклонники рвали и метали, узнав о том, что кумир лишился работы в МХТ имени Чехова и вынужден ставить спектакли в других театрах. Враждебно настроенная общественность собирала компромат: Богомолов делает все, чтобы заполучить место хоть в каком театре, власть любит слишком уж демонстративно, да и роман с Ксенией Собчак случился не просто так. Что из этого правда, теперь неважно. Зато теперь у Богомолова есть «свой» театр, который он получил с «благословения» предыдущего худрука, а ныне руководителя Рижского русского театра Сергея Голомазова. 

«Что касается того, как я к этому отношусь, то, если вы позволите, я не очень хотел бы данный вопрос обсуждать».

Forbes Life дозвонился в Ригу до Сергея Голомазова и получил такой комментарий: «Я знал об этом назначении за две недели. Со мной эту кандидатуру корректно обсуждали в Департаменте культуры. Что касается того, как я к этому отношусь, то, если вы позволите, я не очень хотел бы данный вопрос обсуждать. Но если очень коротко, то, на мой взгляд, это позитивно и полезно для театра», — сказал бывший худрук.

Редакция ForbesLife поговорила с экспертами из театрального мира и составила три варианта развития событий из серии «а что теперь будет».

Бывший художественный руководитель Московского драматического театра на Малой Бронной Сергей Голомазов
Бывший художественный руководитель Московского драматического театра на Малой Бронной Сергей Голомазов / Фото Сергея Савостьянова / ТАСС

Вариант первый. Как у Серебренникова в «Гоголь-центре»

Несмотря на громкие заявления самого Богомолова «Никаких революций, будут только эволюции», театру на Бронной есть чего опасаться. Режиссер привык работать со «своими» артистами. Десятилетний опыт в МХТ им А .П. Чехова позволил ему собрать вокруг себя целую команду «своих» актеров. Дарья Мороз, Игорь Миркурбанов, Сергей Чонишвили, Александр Збруев, Сергей Епишев, Александра Виноградова в совершенстве освоили режиссерский метод и разделяют мировоззрение Константина Богомолова. Все они, работая в репертуарных театрах, тем не менее играют в постановках, которые Богомолов делает «на стороне». Маловероятно, что богомоловская команда не будет задействована в спектаклях на Бронной. Обещая «местным» актерам работать с ними и сделать их счастливыми, Богомолов или лукавит, или неясно представляет, что за труппа достается ему в наследство. Актерский коллектив на Бронной никогда не работал с радикальными режиссерами, а современный  театр считает «шалостью» (как сказала актриса Екатерина Дурова в интервью, «На Бронной Константин не будет шалить»). Несложно предположить, что и публика у Бронной своя, никогда Богомолова не принимавшая и считающая его театр чем-то из ряда вон. Кроме того, спектакли Театра на Бронной в основном игнорировались профессиональным сообществом и редко когда номинировались на премии, несмотря на все усилия худрука Сергея Голомазова и на «свежую кровь» выпускников его курса в ГИТИСе. Вполне вероятно, что Богомолов, внимательно изучив репертуар, придет к выводу, что никакие из нынешних постановок в его театре идти не будут. Тогда возможен расклад как в «Гоголь-центре»: новый худрук, получивший театр за сервильность московской власти (в свое время назначение Кирилла Серебренникова в Театр Гоголя связывали с его постановкой на сцене МХТ спектакля по роману, авторство которого приписывается Владиславу Суркову, «Околоноля»), захочет переформатировать Бронную, предложит артистам или работать с ним на его условиях, или писать заявление по собственному желанию. В любом случае самая опасная позиция сейчас — взаимоотношения нового худрука с действующим директором театра, с которым у предыдущего руководителя театра Сергея Голомазова был открытый конфликт. 

Как рассказал Forbes Life Сергей Голомазов, «все финансовые потоки  полностью находятся в зоне ответственности директора. Я не отвечаю за финансовую составляющую театра. Дело в том, что по Уставу Театра на Малой Бронной существует разделение властей. И за финансы художественный руководитель не отвечает, у него нет права финансовой подписи. Бюджет театра состоит из тех бюджетных ассигнований, которые дает государство (прим. Forbes Life: из открытых источников известно, что из бюджетных средств на закупки театру было выделено 66 млн рублей за 2018 год). Возможно, есть спонсорские вливания в определенные спектакли, но я не знаю точно. Деньги на ремонт театра, давно лежат на счетах, давно должны были быть истрачены, но в силу разных обстоятельств ремонт все время оттягивался. Насчет того, будет ремонт или нет? Да, однозначно будет. По моей информации, театр должен будет в сентябре и октябре переехать на Яузу. В это время на Бронной будет ремонт. Но только ремонт сцены, кровли сцены и всей сценической машинерии». 

Вариант второй. Как у Юхананова в Электротеатре «Станиславский»

Свою «декларацию о намерениях» Константин Богомолов уже озвучил, хотя и осторожно добавил, что первая встреча с труппой и объявление новых планов пройдут только 1 августа: «Я хочу, чтобы вы все ощутили такое воодушевление, как и я. Я хочу пригласить вас в новое, увлекательное путешествие, и я говорю вам, что я вас всех люблю». По этой цитате можно предположить, что Богомолов выберет путь, по которому прошел Борис Юхананов, перекроивший Театр Станиславского в Электротеатр «Станиславский» осторожно и бережно. Новая команда без скандалов влилась в старую труппу, организовав качественно другой театр. Все расходы по реконструкции театрального здания взял на себя меценат Сергей Адоньев. 

Вероятность мирных преобразований высока. Режиссер Богомолов умеет работать с разными актерами разных школ и привязанностей. Такие мэтры, как Олег Табаков и Нина Усатова, участвовали в его постановках с большим удовольствием, оставаясь собой и одновременно демонстрируя совершенно новые, незнакомые грани своих талантов. 

Театральный опыт у Ксении Собчак есть, она играла в «Женитьбе» Филиппа Григорьяна в Театра наций

У режиссера есть опыт и в нише психологического, и экспериментального театра. Он прекрасно чувствует «запросы публики», умеет работать с поп-культурой. Нельзя сбрасывать со счетов и его чисто коммерческие проекты — спектакли по комедиям Вуди Аллена в МХТ им А. П. Чехова и недавний сериал «Содержанки». Вполне возможно, режиссер захочет оживить театральную традицию  на Бронной «мягко», постепенно, используя старые кадры, предлагая им  новую эстетику. В любом случае назначение Константина Богомолова — попытка союза власти и актуальной культуры (Театр на Малой Бронной — подведомственный театр столичного Депкульта). 

Вариант третий. Беспрецедентный. Ксения Собчак — театральная прима

Недоброжелатели Константина Богомолова зло шутят, что Бронная станет личной вотчиной Ксении Анатольевны Собчак. Ей режиссер отдаст в своих спектаклях главные роли. (Театральный опыт у Ксении Собчак есть, она играла в «Женитьбе» Филиппа Григорьяна в Театра наций.) Всерьез об этом рассуждать смешно. Ксения Собчак прекрасно понимает, что такое интеллектуальный театр, который Богомолов, скорее всего, возьмется строить на Бронной. Но у этой шутки только доля шутки.  И Богомолов, и Собчак — медийные персонажи, чьи фамилии на афишах — гарант кассовых сборов. По крайней мере на начальном этапе, на волне всеобщего любопытства и подогретого медиа интереса. Хочется надеяться, что нас всех ждет новое культовое место на театральной карте Москвы.