Миллиардер Владимир Потанин пожертвовал 100 млн рублей Третьяковской галерее

Владимир Потанин =DR
На доходы от эндаумента (фонда целевого капитала) Третьяковка будет пополнять свою коллекцию и поддерживать малые музеи, которые входят в ее состав

О создании фонда целевого капитала Третьяковской галереи музей и Благотворительный фонд Владимира Потанина объявили во время Петербургского экономического форума. Доходы от эндаумента Третьяковская галерея намерена использовать на пополнение коллекции и поддержание малых музеев, которые сходят в состав музейного объединения (например, дома-музеи Виктора Васнецова, Павла Корина, Павла и Сергея Третьяковых, дом-музей частного коллекционирования Рябушинских, мастерская Ильи Кабакова. Сейчас пять из семи малых музеев закрыты на реконструкцию, а финансирования на них критически не хватает).

Лично Владимир Потанин и его благотворительный фонд — протагонисты идеи создания эндаументов для поддержания музеев. В 2011 году с легкой руки Владимира Потанина Эрмитаж стал первым государственным музеем в России — владельцем с фондом такого рода. Эндаумент-фонды, или фонды целевого капитала, формируются за счет пожертвований и передаются в доверительное управление управляющей компании для получения дохода для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций. Владимир Потанин внес первый вклад в фонд поддержки Эрмитажа в $5 млн.

Как следует из информации, опубликованной на сайте эндаумента Эрмитажа, в 2018 году его капитал составлял 342 456 937 рублей. Ожидаемые доходы фонда в 2018 году оценивались в 49 млн рублей. Часть средств от дохода эндаумента Эрмитаж потратил на приобретение работы Ансельма Кифера «Аврора» в 2018 году.

История дружбы Фонда Потанина с Третьяковкой и ее нынешним директором Зельфирой Трегуловой насчитывает почти 15 лет.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова

В 2005 году Фонд Потанина поддержал выставку «Россия!» в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке из 275 произведений, созданных русскими и зарубежными художниками с XIII века до наших дней из собрания ведущих государственных музеев страны. Выставку курировала Зельфира Трегулова.

После громкого успеха выставки и передачи в дар коллекции более чем из 250 произведений русского и советского неофициального искусства 1950-2000 годов парижскому Центру Помпиду осенью 2016 года, которую провел Фонд Потанина, Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи, задала вопрос: «А нам?», имея в виду ситуацию с пополнением коллекций российских музеев. Ответом Потанина и его фонда стало дарение большого полотна Эрика Булатова «Картина и зрители».

Фонд Владимира Потанина дарит картину Третьяковке

А осенью 2018 года в Новой Третьяковке Фонд Потанина открыл гостиную Arzamas, выделив на четырехлетнюю просветительскую программу музея 28 млн рублей.

Фонд Потанина открыл гостиную в Новой Третьяковке

Зельфира Трегулова напомнила, что в истории галереи уже был опыт, аналогичный эндаумент-фонду, внедренный по завещанию Сергея Михайловича Третьякова, одного из основателей музея: он оставил капитал, проценты с которого направлялись на приобретение произведений русских художников для музея.

На 100 млн взноса Фонда Потанина Третьяковская галерея основывает эндаумент. Следующий вопрос: выбор правильной управляющей компании фонда. Третьяковка решила перестраховаться: выбрала две компании, каждая из которых будет управлять одним из двух целевых капиталов, обеспечивая большую финансовую гибкость и самодостаточность финансового потока.

Новости партнеров