«За каждым артефактом — судьба человека-победителя». Зачем Владимиру Потанину олимпийские медали

Фото РМОУ
Российский бизнесмен выкупил одну из самых крупных коллекций олимпийских артефактов, планирует ее пополнять и показывать на крупных международных соревнованиях

«Хотел бы подчеркнуть: эта коллекция — не моя. Она куплена на пожертвованные мной деньги и принадлежит благотворительной организации», — на презентации проекта Владимир Потанин объясняет, как одна из самых богатых коллекций олимпийских артефактов получила его имя.

Медали, факелы, дипломы, кубки и другие олимпийские ценности, часть которых привезли на мероприятие, много лет собирал один увлеченный коллекционер из России. С осени 2018-го его коллекция принадлежит АНО «Спортклуб Роза» (Потанин — ее совладелец) и находится в управлении Российского международного олимпийского университета (РМОУ), созданного в 2009 году при участии компании «Интеррос». Договор купли-продажи был заключен на условиях конфиденциальности — ни сумма сделки, ни имя продавца не разглашаются.

«Он состоятельный человек, — уточняет ректор РМОУ Лев Белоусов, лично курирующий проект. — Но никогда не смог бы дать своей коллекции такую публичную жизнь, какую она получила теперь. Он счастлив, что коллекция осталась единой и будет пополняться. Мы с ним в прекрасных отношениях, и он даже помогает нам в поисках новых экспонатов».

С осени 2018-го коллекцию пополнили 4 предмета. Например, серебряная медаль Олимпиады в Альбервилле. «Пока мы торговались, цена выросла в 4 раза, — комментирует Белоусов. — Зато теперь у нас полный комплект медалей Игр-1992, и это повышает его совокупную стоимость». Оценить коллекцию в целом Белоусов отказывается — коммерческая тайна. «Большая семизначная сумма в долларах», — его максимально точная формулировка. О стоимости отдельных артефактов Белоусов готов говорить подробнее: «Есть один факел, который никто не может поймать — с Олимпиады-1952 в Хельсинки. Было изготовлено всего 22 штуки, и в Финляндии законодательно запретили их вывоз из страны. Последний экземпляр, проданный с аукциона, ушел за $450 000. Но это уникальный случай. В среднем, факелы стоят от $1000 — c Игр-2018 в Пхенчхане — до $200 000. Итоговая цена зависит от многих факторов. От редкости предмета, от уровня спроса, от художественной ценности. Например, факел для Олимпиады-1992 разрабатывал дизайнер Филипп Старк — это настоящее произведение искусства. К тому же на интернет-торгах очень сложно понять, действительно ли у тебя есть конкуренты, претендующие на тот же артефакт, или аукционист задирает цену. Конечно, мы ориентируемся на рыночные цены, но рынок этот очень специфический».

Проследить судьбу многих олимпийских артефактов крайне сложно. Даже наградные медали — не номерные, они часто переходят из рук в руки без документального подтверждения или хранятся, забытые, в коробках из-под обуви. «Могу сказать, за чем я охочусь, но мало шансов найти, — говорит Белоусов. — У нас нет золота Олимпиады-1904 в Сент-Луисе. За последние 15-20 лет эта медаль ни разу не появлялась в продаже. Если вдруг появится, наверняка будет стоить очень дорого».

О других пробелах коллекции Белоусов говорит уклончиво: анонсировать предмет поиска — значит поднять его цену на рынке. На данный момент олимпийская коллекция Владимира Потанина насчитывает 384 артефакта. Последнее пополнение случилось на презентации проекта. Владимир Потанин подарил коллекции диплом, который президент МОК Жак Рогге вручил президенту России Владимиру Путину в 2007 году в Гватемале, где выбирали столицу Зимних Игр-2014. «Наша команда выступала первой (двумя другими претендентами были Австрия и Корея — Forbes), и мы еще не знали итогового решения, — вспоминает Потанин. — Получив на сцене диплом-благодарность, Владимир Владимирович передал его мне — подержать, но не сказал, что с ним делать дальше. И я решил, что этот приятный волнующий символ нашей победы должен найти свое место в олимпийской коллекции».

Такая личная история есть не у всех предметов коллекции, зато все они подлинные. Аутентичность артефактов удостоверили специалисты Олимпийского музея в Лозанне — крупнейшего собрания предметов, связанных с историей Олимпиад. Группа из трех экспертов провела в Москве 10 дней и тщательно изучила все артефакты коллекции Потанина. Затем предметы были отправлены на реставрацию в Институт Грабаря — и теперь готовы к выставочной жизни.

Летом 2019-го экспозиция из 70 объектов отправится в Минск, где пройдут II Европейские игры. На Олимпиаде-2020 в Токио планируется более масштабный проект, уже начались переговоры с оргкомитетом Пекина-2022. «Коллекция достаточно велика, что позволяет нам проводить одновременно несколько выставок», — говорит Белоусов. «Выставки будут путешествовать, — соглашается Потанин. — Считаю, это правильно. Ведь за каждым артефактом этой собранной по крупицам коллекции — судьба человека-победителя, на которого можно равняться; за каждым предметом — кусочек истории».

Устраивать постоянно действующую экспозицию владельцы не планируют. В Москве коллекции обеспечены музейные условия хранения — в помещении со специальным освещением, температурным режимом, уровнем влажности и, конечно, системой безопасности. Все расходы на содержание и пополнение коллекции берет на себя АНО «Спортклуб Роза».

Новости партнеров