Третья смена: почему Clarins своим успехом обязан семейным обедам

Фото из архива пресс-службы
Фото из архива пресс-службы
История Clarins — стартапа, запущенного недоучившимся медиком в начале 1950-х и превратившегося в глобальный косметический бренд, — это история семьи, где отношения построены на любви и доверии. Сейчас на сцену выходит третья смена — четыре наследницы династии Кларанс. Forbes Life побывал в штаб-квартире в Париже, чтобы узнать о прошлом, настоящем и будущем компании

На парадном месте в кабинете Кристиана Куртен-Кларанса (белые стены, красные стулья фирменного оттенка Clarins) — его детская черно-белая фотография и пластиковая конструкция, напоминающая винтажный подфарник гоночного автомобиля 1950-х годов. Это приспособление — массажер для женской груди Model’s Bust, изобретение его отца Жака Куртена, превратившее скромного мануального терапевта во владельца косметической империи Clarins. Жак Куртен не только уловил стремление женщин послевоенной Европы к красоте и похудению, но и понял, как важно женщинам, уменьшаясь в объемах, сохранять здоровый тонус кожи, о чем тогда мало кто задумывался. Наблюдательность и талант маркетолога помогли Куртену создать крупнейшую в мире косметическую империю: сегодня в ней работает 10 000 сотрудников и средства Сlarins продаются в 150 странах мира. По данным Forbes в 2013 году состояние наследников Жака Куртена, его сыновей Кристиана и Оливье Куртен-Кларансов, нынешних владельцев Clarins, составляло $2,2 млрд.

Первое поколение. От стартапа до инновационного предприятия

Младший брат Кристиана Оливье Куртен-Кларанс, родившийся в 1954-м, в год основания Clarins, помнит, как в детстве они всей семьей путешествовали на машине по Франции, объезжая южные городки Тулузу, Перпиньян, Каркассон, и как отец всегда находил минуту, чтобы зайти в местный институт красоты или в аптеку, чтобы предложить им свои массажные аппараты. 
В анналах семейной истории хранится эпизод, как Жак Куртен, автор экспериментальной модели для поддержания упругости кожи бюста, отправился в аптеку, чтобы продемонстрировать свое изобретение знакомому фармацевту. Аппарат предназначен для массирования груди струей прохладной воды. Жак всю ночь не спал, ему мерещилось, что в аптеке нет водопроводного крана и демонстрация провалилась. Перепуганный изобретатель смазал все сочленения деталей машинным маслом, чтобы конструкция приходила в движение даже от дуновения воздуха. На встрече Куртен схватил насадку на кран и подул в нее что есть мочи: тысяча капель масла выстрелила в аптекаря, обрызгав его с головы до ног. Со смехом вытирая лицо, фармацевт сделала заказ: «Я возьму шесть таких аппаратов. Только, пожалуйста, без масла». 

Отец и дети: Жак Куртен с сыновьями Кристианом и Оливье
Отец и дети: Жак Куртен с сыновьями Кристианом и Оливье / Фото из архива пресс-службы

Поколение сыновей. Глобальный бизнес. Венчурные инвестиции

Сотрудники Института красоты на улице Тронше знали: что бы ни произошло, в семь часов вечера Жак Куртен отправляется домой, к жене Малу и сыновьям Кристиану и Оливье. Кристиан рассказывает, что привычке устраивать воскресный обед для всех членов семьи его отец следовал до конца своих дней. «Они с матерью создали традиционную семью. Мать была добра, нежна, внимательна, помогала с домашними заданиями. Наши родители — классические папа и мама своего времени. Очень разумные. И главное, любящие». 
К началу 1970-х в Clarins пришел старший сын Кристиан: «Чтобы доверять мне, отцу нужно было удостовериться, что я чего-то стою на самом деле». Кристиана, выпускника частной коммерческой школы, Жак Куртен отправил открывать новые рынки. В тот момент у Clarins было 150 точек продаж во Франции. Некоторые средства продавались в Бельгии, Швейцарии, Италии, Германии. Но именно Кристиан Куртен-Кларанс сделал бренд Clarins глобальным. В 1976 году Кристиан возглавил международное подразделение компании. В 1981 году Clarins открыла филиал в США.

 «Сегодня 93% Сlarins продается за рубежом. И я горжусь этим, — говорит Кристиан Куртен-Кларанс. — Я люблю быть первопроходцем. 30 лет назад, еще при Советском Союзе, я приехал в Москву. Тогда русские женщины почти ничего не знали о том, что существуют косметические средства по уходу за кожей. Они пользовались парфюмерией и декоративной косметикой, но средств по уходу в магазинах практически не было. Я упорно приезжал несколько лет подряд в январе на косметическую ярмарку. У нас появился партнер, и мы стали продавать Clarins в киосках, которые стояли буквально всюду в городе, в подземных переходах. Киосков было около 10 тысяч. Затем мы открыли в ЦУМе свой первый бутик».
Бок о бок со старшим братом в соседнем кабинете работает Оливье Куртен-Кларанс. «Вообще-то я предлагал устроить один кабинет на двоих, чтобы каждый из нас был в курсе дел другого, — говорит Оливье. — Семейные неурядицы часто возникают именно из-за недопонимания. Поэтому, какой бы утопией это ни казалось, я стараюсь рассказывать брату почти обо всем». В ответ на вопрос, кто из них главный, Оливье признает главенство Кристиана: «Брат на четыре года старше меня. Он наблюдает за мной. Я занимаюсь конкретными цифрами, бизнес-планами по различными странам. А Кристиан — председатель наблюдательного совета компании, его работа — наблюдать».

Оливье присоединился к семейному бизнесу в 1994 году, успев поработать хирургом-ортопедом в парижской клинике Сан-Петриер. На его выбор профессии повлиял отец: «Наука, медицина, профессия врача для него были самыми прекрасными занятиями в мире. Отец с детства давал мне понять, что лучшее, что я могу сделать, — стать врачом, — рассказывает Оливье. — Зато когда я перешел в Clarins, я получил неограниченный бюджет для научных исследований». Совместно с университетскими центрами в разных странах мира Clarins ведет микробиологические исследования. «В зоне нашего внимания гены, которые участвуют в процессе перевода генного кода в производство протеинов в организме. Старение возникает, когда изменяется процесс выработки белков. Гены словно замедляются в работе. Мы хотим понять, что можно сделать, чтобы они работали эффективнее», — добавляет он. 

Приска, Дженна, Клер и Вирджини Куртен-Кларанс
Приска, Дженна, Клер и Вирджини Куртен-Кларанс / Фото из архива пресс-службы

Третье поколение. Устойчивое развитие

В 2004 году Clarins отметила 50-летие, а в 2007-м, после смерти Жака Куртена, компания перешла к Кристиану и Оливье Куртен-Кларансам. Четверо его внучек — амбассадоры марки. А в 2013 году Вирджини и Приска стали сотрудницами компании. 

«Важно, чтобы Clarins была не просто лидером в косметической продукции, но и лидером в области устойчивого развития, заботилась и о природе, и о людях, — говорит Кристиан Куртен-Кларанс. — Впервые я задумался об этом в 1985 году, когда родилась моя старшая дочь Вирджини».

«Нашим дочерям повезло, что у них есть своя компания. Не хочется, чтобы она стала для них бременем. Говорят, кризис семейного бизнеса проявляется именно в третьем поколении. Нам с братом важно, чтобы они не только умели управлять компанией, но чтобы им это нравилось», — говорит Оливье Куртен-Кларанс.