К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Третья смена: почему Clarins своим успехом обязан семейным обедам

Фото из архива пресс-службы
Фото из архива пресс-службы
История Clarins — стартапа, запущенного недоучившимся медиком в начале 1950-х и превратившегося в глобальный косметический бренд, — это история семьи, где отношения построены на любви и доверии. Сейчас на сцену выходит третья смена — четыре наследницы династии Кларанс. Forbes Life побывал в штаб-квартире в Париже, чтобы узнать о прошлом, настоящем и будущем компании

На парадном месте в кабинете Кристиана Куртен-Кларанса (белые стены, красные стулья фирменного оттенка Clarins) — его детская черно-белая фотография и пластиковая конструкция, напоминающая винтажный подфарник гоночного автомобиля 1950-х годов. Это приспособление — массажер для женской груди Model’s Bust, изобретение его отца Жака Куртена, превратившее скромного мануального терапевта во владельца косметической империи Clarins. Жак Куртен не только уловил стремление женщин послевоенной Европы к красоте и похудению, но и понял, как важно женщинам, уменьшаясь в объемах, сохранять здоровый тонус кожи, о чем тогда мало кто задумывался. Наблюдательность и талант маркетолога помогли Куртену создать крупнейшую в мире косметическую империю: сегодня в ней работает 10 000 сотрудников и средства Сlarins продаются в 150 странах мира. По данным Forbes в 2013 году состояние наследников Жака Куртена, его сыновей Кристиана и Оливье Куртен-Кларансов, нынешних владельцев Clarins, составляло $2,2 млрд.

Первое поколение. От стартапа до инновационного предприятия

Младший брат Кристиана Оливье Куртен-Кларанс, родившийся в 1954-м, в год основания Clarins, помнит, как в детстве они всей семьей путешествовали на машине по Франции, объезжая южные городки Тулузу, Перпиньян, Каркассон, и как отец всегда находил минуту, чтобы зайти в местный институт красоты или в аптеку, чтобы предложить им свои массажные аппараты. 
В анналах семейной истории хранится эпизод, как Жак Куртен, автор экспериментальной модели для поддержания упругости кожи бюста, отправился в аптеку, чтобы продемонстрировать свое изобретение знакомому фармацевту. Аппарат предназначен для массирования груди струей прохладной воды. Жак всю ночь не спал, ему мерещилось, что в аптеке нет водопроводного крана и демонстрация провалилась. Перепуганный изобретатель смазал все сочленения деталей машинным маслом, чтобы конструкция приходила в движение даже от дуновения воздуха. На встрече Куртен схватил насадку на кран и подул в нее что есть мочи: тысяча капель масла выстрелила в аптекаря, обрызгав его с головы до ног. Со смехом вытирая лицо, фармацевт сделала заказ: «Я возьму шесть таких аппаратов. Только, пожалуйста, без масла».

[[{"fid":"300559","view_mode":"default","fields":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Отец и дети: Жак Куртен с сыновьями Кристианом и Оливье","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Фото из архива пресс-службы","external_url":""},"type":"media","field_deltas":{"3":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Отец и дети: Жак Куртен с сыновьями Кристианом и Оливье","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Фото из архива пресс-службы","external_url":""}},"attributes":{"alt":"Отец и дети: Жак Куртен с сыновьями Кристианом и Оливье","title":"Фото из архива пресс-службы","class":"media-element fancyboxed file-default","data-delta":"3"}}]]
А потом Жак Куртен увидел в кино хронику испытания нового самолета: поток воздуха приподнимает и опускает складки кожи на лице пилота. То же происходит при петриссаже, массаже с волнообразным перекатыванием кожи, понял Куртен. Но в отличие от пациентки на массажном столе кожу авиатора не мнут, не щиплют и не вытягивают. Так возникла методика массажа сжатым воздухом, открылся Институт красоты Clarins на улице Тронше. Из стартапера Жак Куртен превратился в инновационного предпринимателя. 
Появляются новые процедуры, а затем и средства по уходу на основе натуральных компонентов из эфирных масел растений. Первый гель для похудения Aminsvit, дренажное масло на основе мочегонных растений Anti-Eau и расслабляющее масло Relaх — три ухаживающих масла для тела Clarins, основа современной ароматерапии. Очень быстро успех ароматических масел стал сопоставим с успехом корректирующих процедур для тела. Жак Куртен оказался перед выбором: делать процедуры или продавать средства по уходу? Куртен вспоминал: «Если наша постоянная клиентка приходит на процедуру, допустим, раз в неделю, она получает пользу 52 раза в год. Если эта же самая клиентка использует мои средства дома каждый день утром и вечером, она получает пользу 730 раз в год. Я сомневался недолго. Оставалось только разработать новые средства и придумать новые методы их нанесения, адаптированные для самостоятельного использования в домашних условиях». Так возникла Clarins, профессиональная косметическая марка с высокими стандартами качества по невысоким ценам. В начале 1970-х годов Жак Куртен купил завод в Кормей-ан-Паризи и стал владельцем крупного бизнеса.

 

Поколение сыновей. Глобальный бизнес. Венчурные инвестиции

Сотрудники Института красоты на улице Тронше знали: что бы ни произошло, в семь часов вечера Жак Куртен отправляется домой, к жене Малу и сыновьям Кристиану и Оливье. Кристиан рассказывает, что привычке устраивать воскресный обед для всех членов семьи его отец следовал до конца своих дней. «Они с матерью создали традиционную семью. Мать была добра, нежна, внимательна, помогала с домашними заданиями. Наши родители — классические папа и мама своего времени. Очень разумные. И главное, любящие». 
К началу 1970-х в Clarins пришел старший сын Кристиан: «Чтобы доверять мне, отцу нужно было удостовериться, что я чего-то стою на самом деле». Кристиана, выпускника частной коммерческой школы, Жак Куртен отправил открывать новые рынки. В тот момент у Clarins было 150 точек продаж во Франции. Некоторые средства продавались в Бельгии, Швейцарии, Италии, Германии. Но именно Кристиан Куртен-Кларанс сделал бренд Clarins глобальным. В 1976 году Кристиан возглавил международное подразделение компании. В 1981 году Clarins открыла филиал в США.

«Сегодня 93% Сlarins продается за рубежом. И я горжусь этим, — говорит Кристиан Куртен-Кларанс. — Я люблю быть первопроходцем. 30 лет назад, еще при Советском Союзе, я приехал в Москву. Тогда русские женщины почти ничего не знали о том, что существуют косметические средства по уходу за кожей. Они пользовались парфюмерией и декоративной косметикой, но средств по уходу в магазинах практически не было. Я упорно приезжал несколько лет подряд в январе на косметическую ярмарку. У нас появился партнер, и мы стали продавать Clarins в киосках, которые стояли буквально всюду в городе, в подземных переходах. Киосков было около 10 тысяч. Затем мы открыли в ЦУМе свой первый бутик».
Бок о бок со старшим братом в соседнем кабинете работает Оливье Куртен-Кларанс. «Вообще-то я предлагал устроить один кабинет на двоих, чтобы каждый из нас был в курсе дел другого, — говорит Оливье. — Семейные неурядицы часто возникают именно из-за недопонимания. Поэтому, какой бы утопией это ни казалось, я стараюсь рассказывать брату почти обо всем». В ответ на вопрос, кто из них главный, Оливье признает главенство Кристиана: «Брат на четыре года старше меня. Он наблюдает за мной. Я занимаюсь конкретными цифрами, бизнес-планами по различными странам. А Кристиан — председатель наблюдательного совета компании, его работа — наблюдать».

Оливье присоединился к семейному бизнесу в 1994 году, успев поработать хирургом-ортопедом в парижской клинике Сан-Петриер. На его выбор профессии повлиял отец: «Наука, медицина, профессия врача для него были самыми прекрасными занятиями в мире. Отец с детства давал мне понять, что лучшее, что я могу сделать, — стать врачом, — рассказывает Оливье. — Зато когда я перешел в Clarins, я получил неограниченный бюджет для научных исследований». Совместно с университетскими центрами в разных странах мира Clarins ведет микробиологические исследования. «В зоне нашего внимания гены, которые участвуют в процессе перевода генного кода в производство протеинов в организме. Старение возникает, когда изменяется процесс выработки белков. Гены словно замедляются в работе. Мы хотим понять, что можно сделать, чтобы они работали эффективнее», — добавляет он.

[[{"fid":"300557","view_mode":"default","fields":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Приска, Дженна, Клер и Вирджини Куртен-Кларанс","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Фото из архива пресс-службы","external_url":""},"type":"media","field_deltas":{"2":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Приска, Дженна, Клер и Вирджини Куртен-Кларанс","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Фото из архива пресс-службы","external_url":""}},"attributes":{"alt":"Приска, Дженна, Клер и Вирджини Куртен-Кларанс","title":"Фото из архива пресс-службы","class":"media-element fancyboxed file-default","data-delta":"2"}}]]
Среди венчурных разработок компании — программы дистанционной диагностики кожи и создания персонализированных программ ухода. Сейчас тестируется пилотный образец: скачав программу на смартфон и потратив 30 минут на селфи и анкету, можно получить профессиональную консультацию о состоянии кожи. «Пока это условная диагностика, — говорит Оливье. — На результаты влияют такие параметры, как освещение, например, или то, чем вы занимались за пять минут до тестирования, принимали душ или вернулись с пробежки. Многое зависит от обрабатывающих программ. По глубине морщин, влажности, упругости кожи составляется список рекомендаций. Сейчас пока результаты дистанционной диагностики нестабильные. Но я работаю над этим». 
Отвечая на вызовы цифровой эпохи, компания не готова отказаться от традиций, заложенных Жаком Куртеном. Отец лично консультировал клиенток, Оливье пишет книги — про лечебную гимнастику для поддержания формы («Доктор, я хочу быть самой красивой!») и сборник рецептов («Красота у вас в тарелке. Книга о вкусной и здоровой красоте»). Жак Куртен создавал сеть институтов красоты, сыновья развивают сеть спа. «Эффективность и удовольствие не противоречат друг другу, а идут рука об руку, — объясняет Оливье. — Наши продукты соответствуют трем принципам: безопасность, эффективность, чувственность. Чувственность обеспечивают в спа. Эффективность можно ощутить дома, заказав доставку средств из онлайн-магазина. И мы стремимся добиться максимальной безопасности средств. Хотя пока я не готов исключить использование всех синтезированных ингредиентов, таких как, например, пептиды. Или отказаться от минеральных масел и силикона, которые нужны для текстуры».

Третье поколение. Устойчивое развитие

В 2004 году Clarins отметила 50-летие, а в 2007-м, после смерти Жака Куртена, компания перешла к Кристиану и Оливье Куртен-Кларансам. Четверо его внучек — амбассадоры марки. А в 2013 году Вирджини и Приска стали сотрудницами компании.

 

«Важно, чтобы Clarins была не просто лидером в косметической продукции, но и лидером в области устойчивого развития, заботилась и о природе, и о людях, — говорит Кристиан Куртен-Кларанс. — Впервые я задумался об этом в 1985 году, когда родилась моя старшая дочь Вирджини».

«Нашим дочерям повезло, что у них есть своя компания. Не хочется, чтобы она стала для них бременем. Говорят, кризис семейного бизнеса проявляется именно в третьем поколении. Нам с братом важно, чтобы они не только умели управлять компанией, но чтобы им это нравилось», — говорит Оливье Куртен-Кларанс.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+