закрыть

Время как невроз поколения: кто эти люди, которые все успевают?

Ирина Баранова Forbes Contributor
Фото Getty Images
Московская истерика по поводу утраченного времени приводит к тотальной уберизации всего, в том числе и людей на рабочем месте. Почему мы все стали немного похожи на приложение в телефоне, разбирается хедхантер Ирина Баранова

Как комфорт сделал из нас невротиков

Тот самый 2007 год, который теперь все хотят вернуть, запомнится человечеству не только ипотечным кризисом, но и в первую очередь появлением айфонов. За 12 лет, прошедших с момента, когда люди освоили первый тактильный пользовательский интерфейс, динамика нашей жизни на порядок ускорилась. И теперь современный деловой человек, живущий в большом городе, ценит исключительно три вещи: время, деньги и комфорт.

Статического равновесия в этой системе — как и во время езды на велосипеде, например — не существует: приходится постоянно крутить педали, чтобы не упасть. Время в этой триаде — позиция ключевая, так как это самый ценный ресурс. Оно, как и нервные клетки, не восстанавливается, а еще это единственный показатель, в котором все люди равны. Вместо старого доброго «Как вы хорошо выглядите» самым лестным комплиментом для женщины стал вопрос: «Как вы все успеваете?» И не только для женщины, конечно.

Вот почему мы так ценим тех, кто экономит наши драгоценные минуты. Главный вопрос сегодня заключается в том, какое максимальное количество вещей можно отдать на аутсорс, и в итоге «плохое» время поменять на «хорошее». Например, потратить его на общение с ребенком, на тренировки, на себя, в конце концов. Все это привело к тому, что уже кажется, будто половина 18-миллионного населения Москвы — курьеры. Конкурентное преимущество одинаковых товаров перешло в разряд «как быстро я смогу это получить», и скорость доставки как важнейшая составляющая вошла в маркетинг-план каждого продавца.

Вам надо работать, но у вас дети? Через приложение вы вызываете бебиситтера. Есть домашние животные? За деньги к вам придут погулять с собакой и поиграть с котом. Нет времени или не любите готовить? Не проблема, курьер доставит вам завтрак, обед или ужин за 20 минут. Бьюти-индустрия захватила монополию на мытье вашей головы: у многих сегодня дома и шампуня может не быть, как давно уже нет лаков для ногтей. Продавцы услуг переживают настоящий расцвет, а уберизация всего в марафоне по внутренней пирамиде Маслоу наращивает темп. Кажется, если бы доехать на вечернее мероприятие не было так просто и дешево, туда бы никто и не поехал. Коллеги заказывают в офис все — от батареек и книжек до починки любых предметов. За время, которое они могли бы потратить на поиски, поездки и магазины, им удается заработать существенно больше.

Эту тональность в сфере услуг задает и поддерживает Москва. Такого уровня «все, здесь, сейчас и сразу» нет нигде: ни в одном другом городе или стране мастера не будут напрягаться, стоя в три погибели, чтобы сделать не звезде мирового уровня, а менеджеру среднего звена одновременно маникюр, педикюр, укладку и макияж. И все это за весьма среднюю компенсацию, в любое время дня и ночи. Комфорт — очевидное достижение цивилизации, но это достижение сделало из нас невротиков. С каждым новым десятилетием результат необузданной скорости и желания делать все и сразу сказывается на нашей психике.

Офис в моем телефоне

Принципы многозадачности, «многоисполнительности» и умение смотреть на ситуацию в формате big picture перешли и на бизнес в целом. Последнее означает, что специалисты, выполняющие лишь одну функцию, — пусть и блестяще — теперь ценятся разве что на элитных часовых мануфактурах. В стремительно развивающихся компаниях нужны люди, которые могут делать все и сразу на микроуровне — и при этом мыслить стратегически. Хорошее образование и эрудиция всегда высоко ценились, но сейчас они стали буквально на вес золота. Преимущество у тех сотрудников, которые способны сберечь время руководителя на разбор экономических показателей и осмысление ситуации. Если вы занимаетесь сбытом и логистикой, IT или маркетингом, но ваших знаний достаточно, чтобы разобраться в вопросах макроэкономики предприятия, вы всегда найдете себе место практически в любой компании.

Хороший сотрудник стал как удобное приложение: нажми на кнопку — получишь результат!

Теперь весь офис может поместиться в одном телефоне, и это сильно изменило наш мир: мы больше не привязаны к месту, можно проводить собеседования, тренинги и конференц-звонки, находясь в разных странах. Какая разница, где ты, если ты на связи и можешь все урегулировать дистанционно. Раньше нужно было по каждому изменению в проекте звонить, договариваться, встречаться, обсуждать, тратить время и силы, ждать ответа. Сейчас с помощью мессенджеров создается группа участников проекта. Переписка в мессенджерах придает некоторую неформальность формальным процессам — и, конечно же, другую скорость. Общение по электронной почте сегодня переживается как общение по пневмопочте: так долго!

«Просто работать теперь нужно не с 9 до 18, а головой»

Резюме и любые документы можно отправить тут же в мессенджере. Это произошло не так давно — опция отправлять файлы в WhatsApp появилась буквально на нашей памяти, в 2016 году. Такая мобильность в результате привела мир к новому процессу подбора персонала. Теперь любая компания вне зависимости от своего масштаба может покупать время экспертов высокого класса с дисконтом. Конечно, речь не идет о сотрудниках ЦУПа, но когда вам требуется человек на управленческую позицию или советник в бизнес не на 40 часов в неделю, а всего на восемь, хедхантер, зная, кому еще нужен такой эксперт, может «продать» его время и другим компаниям. Ситуация win-win — когда все в выигрыше и все довольны результатом — у эксперта свободный график, несколько работодателей, высокая занятость и вовлеченность, а компания привлекла к себе в команду профи с дорогущей экспертизой за очень вменяемую компенсацию.

Пионерами в этом направлении стали специалисты в областях PR, digital и HR. Тревожные акционеры не всегда доверяют нанятым топ-менеджерам, поэтому впишем в этот перечень и финансистов, которым готовы платить за дистанционный анализ и экспертное заключение здорового ведения бизнеса. Еще 15-20 лет назад какой-нибудь крупный частный банк выписывал себе топ-менеджера из Восточной Европы, а потом долго отпускал его на золотом парашюте. Сегодня такого уровня эксперта можно найти быстрее, и обойдется компании он значительно дешевле, если его время сбалансированно распределить. При этом эксперт в итоге может зарабатывать больше. Такой вот парадокс. В своем бизнесе я подобную практику применяю уже не первый год: у меня есть сотрудник, которая появляется в офисе раз в неделю, но при этом весь фронт работы она закрывает идеально. Просто работать теперь нужно не с 9 до 18, а головой.

Новости партнеров