К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

От шахты до огранки: почему алмазы стоят так дорого

Фото Александра Рюмина / ТАСС
Фото Александра Рюмина / ТАСС
Какой путь проходит алмаз прежде, чем занять почетное место в колье или кольце? И почему же простые, казалось бы, камни стоят таких больших денег? Forbes Life разбирается с жизненным путем бриллиантов.

Драгоценный зародыш

По своей сути алмаз — это углерод, такой же, как графит в карандаше. Самый твердый (не путать с самым прочным) минерал на планете. В процессе формирования нашей Земли, когда на поверхность выплескивалась магма, при большой температуре и давлении графит превращался в кристаллы, которые мы знаем под названием — алмазы. Эти месторождения, в которых находят алмазы называют кимберлитовыми, их находят на всех континентах (пожалуй, исключением остается Антарктида). Доказанный возраст самого старого алмаза — свыше одного миллиарда лет. В целом же, их возраст исчисляется сотнями миллионов лет.

Процесс добывания камней происходит следующим образом. Сначала проводится геологоразведка и определяются места возможных месторождений. Далее берутся пробы грунта и выясняют содержание алмазов в породе. Если содержание алмазов ювелирного качества в месторождении превышает 2 карта (0.4 грамма) на тонну породы, то проект по добыче считается экономически целесообразным — и компания, получившая лицензию от правительства страны, где было обнаружено это месторождение приступает к добыче. Строится горно-обогатительный завод, куда начинает поступать руда. В зависимости от характеристик конкретного месторождения применяются разные способы обогащения (извлечения алмаза из грунта). Это первый этап, влияющий на стоимость конечного продукта. Примерная стоимость начала разработки кимберлитовой трубки, в зависимости от сложности, начинается с $300 млн.

Также алмазы находят в реках и в прибрежных районах, расположенных рядом с кимберлитовыми месторождениями. Вам наверняка доводилось видеть фильмы, где работники просевают через большое сито грунт со дна реки. Когда река протекает через кимберлитовые трубки, она вымывает породу и несет ее в открытый океан, в этом случае алмазы можно найти по всей протяженности реки. Порода оседает на неравномерном речном дне, откуда ее извлекает специальные драги, на которых и проходит процесс обогащения руды.

 

Из алмаза — в бриллианты

После того, как алмаз достали, компания-добытчик продает его через аукцион, либо по прямым контрактам большим ограночным производствам. Самые крупные аукционы по продаже необработанных алмазов проходят в Антверпене и Йоханнесбурге, отсюда алмазы покупаются компаниями, расположенными преимущественно в Израиле и Индии. После внимательного изучения кристалла геммологами и огранщиками, выявления всех слабых сторон (при неправильной обработке алмаз может взорваться) принимается решение, какой формы будет бриллиант. Обычно решение принимается, исходя из того, какую максимальную стоимость можно извлечь при продаже получившегося бриллианта. Максимальные характеристики по качеству огранки отходят на второй план. Плохо ограненный пятикаратник всегда будет стоить дороже, чем идеальный трехкаратный бриллиант. Но так было не всегда. В гранильной промышленности СССР считали, что главным является качество огранки. Часто теряя при обработке до 75-80% массы алмаза. В итоге, стоимость ограненного бриллианта часто была ниже, чем стоимость алмаза до огранки. После огранки, бриллианты тщательно сортируются по лотам, камни хорошего качества свыше 0.3 карат отправляют для сертификации в геммологические лаборатории. Сертификация — это отдельная история, тут я хочу всего лишь упомянуть, что такие параметры, как цвет и чистота камня определяются экспертом на глаз. До сих пор не существует точного оборудования, которое со 100% вероятностью может определить эти параметры бриллианта.

Александр Рюмин/ТАСС
Александр Рюмин/ТАСС

Продать на хорошие руки

Следующий этап — это продажа партий бриллиантов уже непосредственно ювелирным компаниям, которые закрепят камень в украшение и продадут на розничном рынке. За этот этап отвечают брокеры, которые имеют клиентов по всему миру. Это третий этап удорожания стоимости. Брокерские компании, как и индивидуальные брокеры, как правило, находятся в больших центрах, которые называются биржами. В мире существует несколько таких бирж, крупнейшие расположены в Израиле и Индии. В Антверпене так же есть биржа, но она по размеру и предложению не идет ни в какое сравнение с предыдущими. Как правило, биржа представляет собой закрытый для посторонних, хорошо охраняемый периметр, где создана полная инфраструктура для удобной работы. Доступ сюда возможен только после тщательной проверки службой безопасности. Тут проходят самые крупные сделки по продаже больших партий ограненных бриллиантов. Важно понимать что все гранильные производства вынесены за периметр, а часто находятся в сотнях километрах от биржи. Как пример в Индии, 95% камней гранится в Сурате, а сама биржа расположена в Мумбаи.

 

С биржи основной поток бриллиантов, как правило, попадает в основные ювелирные центры, такие как Гонконг, Антверпен, Нью-Йорк и Дубай, где расположены офисы крупнейших ювелирных сетей и огромное количество частных ювелиров. Объяснение этому простое: каждый из этих городов является своеобразным воротами в тот или иной регион мира. На этом этапе происходит самое большое увеличение цены бриллианта. Если до этого бриллиант оставался на профессиональном рынке, где все прекрасно понимают стоимость и цена увеличивается за счет реальных расходов плюс небольшого заработка компании, то теперь цена камня очень зависит от того, в чьи руки они попали, на что готов продавец ради извлечения максимальной прибыли. Если это какой-то известный бренд, у которого есть большие накладные расходы, то цена камня часто может вырасти три-четыре-пять раз. Этому способствуют грамотные маркетологи, которые для увеличения стоимости плодят мифы об исключительности именно их украшений, придумывают несуществующие параметры и свойства бриллиантов, новые названия для стандартных типов огранки, и многие другие уловки для того, что бы выделить свой товар на рынке.

Victor J. Blue / Bloomberg via Getty Images
Victor J. Blue / Bloomberg via Getty Images


Нужно понимать: неважно, у кого вы приобрели бриллиант — у частного ювелира или же компании с мировым именем. Источник происхождения бриллиантов и у тех, и у других один и тот же. Значение имеют лишь характеристики, указанные в сертификате. Месторождения, расположенные на разных континента, отличает лишь количество высококачественных алмазов в породе, а соответственно и средняя стоимость карата на конкретной трубке (Россия тут, кстати, далеко не на первом месте по этому показателю). А добыт ли камень в Якутии, ЮАР или Австралии, если параметры одинаковы, значения не имеет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+