«Все эти писатели давно умерли — никто никому больше ничего не должен»: Галина Юзефович о том, зачем заново учиться читать

Алексей Мунипов Forbes Contributor
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
В интервью Алексею Мунипову литературный критик, профессор школы «Сколково» Галина Юзефович рассказывает, зачем сегодня нужно заново учиться читать: как правильно оценить контекст книги, почему современный читатель стал свободнее и как правильно выбирать бизнес-литературу среди сотен книг, похожих друг на друга

У вас есть курс, где вы учите бизнесменов читать книги. Зачем вообще этому учиться? Кажется, читать умеют все.

На этот вопрос есть сразу несколько ответов. Один из важных вопросов, которые мы обсуждаем с участниками, — это «зачем можно читать книжки?». Не нужно, не должно, а можно. Чтение перестало быть обязательной практикой, но оно сохранило массу других полезных свойств, которые не предлагает больше ни один тип культурного потребления. Так что наша первейшая задача — придумать мотивацию. Как использовать эту область? И оказывается, что вариантов довольно много. Во-первых, чтение по-прежнему — социально одобряемая практика. Читая, человек часто чувствует себя молодцом, получает позитивное подкрепление. Это важно, ценно и дорого. Многие также говорят, что чтение выполняет еще и медитативную функцию. Это переключение на совершенно другой тип информации. Как будто тебя вынули из машины и заставили идти пешком: по дороге ты внезапно замечаешь то, чего не видел, когда ехал на скорости 60 километров в час.

«Бизнес — он прежде всего про масштаб личности»

Еще чтение — это отличная платформа для общения. Книжные клубы, которые мы проводим в бизнес-школе, это замечательно показывают. Книга — это фундамент для неконкурентной, плодотворной, эмоционально вовлеченной коммуникации. У нас ведь люди, разговаривая друг с другом, сразу начинают выяснять, кто из них круче. Это большая проблема, которая сильно мешает качественному общению. А обсуждать книги — это безопасно. Не нужно выяснять, у кого лопатка длиннее. Поэтому общение становится содержательным, можно учиться слышать собеседника, спокойно обсуждать серьезные вещи. В общем, мы пытаемся придумать, зачем эта практика может быть полезна каждому конкретному человеку. Как развернуть чтение к самому себе.

Бизнес-образование традиционно нацелено на пользу и эффективность. В чем польза чтения и обсуждения книг?

Видите ли, бизнес — он прежде всего про масштаб личности. Настоящая эффективность в бизнесе невозможна без масштаба лидера. И если вы посмотрите на современных успешных бизнесменов, вы едва ли найдете среди них диковатых братков из 90-х. Бизнес-образование — оно не только про овладение механическими навыками. Оно еще и про персональное пространство. Я ужасно не люблю выражение «личностный рост», но чтение ровно про это. Это способ увеличить пространство собственной личности. И результаты всегда очень заметны. Я однажды слушала выступление президента «Сколково» Андрея Шаронова. И за 10 минут услышала в его речи две прямые цитаты из книг и пяток скрытых, причем из очень разных произведений. Вот такой опыт оперирования книжным контентом вызывает большое уважение. Он создает ощущение глубокого внутреннего мира, что, конечно, всегда очень ценится. Главное, что участники моих семинаров получают за свои деньги, — это рычаги, которые позволяют осуществить накачку внутреннего объема и масштаба.

Одна из ваших программ называется «Как читать книги» и звучит немного парадоксально.

У нас есть ощущение, что читать — это просто механически складывать буквы в слова, а слова в предложения. Но на самом деле чтение — это гораздо более сложный процесс. Люди редко про это думают, мы привыкли смотреть на текст фронтально. Но текст — это сложная 3D-конструкция, его можно прочесть десятками разных способов. Мы как-то тренировались со студентами, как можно по-разному прочитать роман Стивенсона «Черная стрела». Можно читать его как роман о войне Алой и Белой розы. Можно — как историю, отображающую гендерные отношения в Викторианскую эпоху, потому что роман-то был написан Стивенсоном именно тогда, и любовная история, встроенная в роман, совершенно викторианская, просто разворачивается в декорациях XV века. Или как историю костюма. Или как внутреннюю эволюцию самого Стивенсона, потому что он писал ее очень долго и там видно, как меняются его убеждения. А можно прочитать как увлекательный авантюрный роман и все это пропустить.

Я учу осознанности выбора читательской стратегии. Хорошо и полезно знать, что читать можно по-разному: видеть авторские мотивации, контекст времени, выискивать цитаты и мотивы. Можно, конечно, читать фронтально, как мы привыкли, но плохо, если это единственный доступный вам способ. Возьмем для примера «Гибель империи» Егора Гайдара. Это фундаментальная книга, без нее мало что можно понять про 90-е годы, распад империи и гайдаровские реформы. В то же время она очень тенденциозна. Потому что написана в момент, когда Гайдар был объектом всеобщей ненависти: она направлена на то, чтобы оправдать себя. Это видно даже на уровне микроситуаций, где он не то чтобы врет, а просто некоторым образом смещает ракурс. И если ты это понимаешь, то ты читаешь совершенно другую книгу.

Я показываю, как все это видеть и анализировать при чтении. И это довольно полезная практика. Даже для чтения прикладной бизнес-литературы. Когда ты понимаешь, кто автор, какие у него цели, на каком опыте он основывается, сравниваешь его опыт и свой. Понимаешь, что книга, написанная про IT-индустрию 10 лет назад, уже устарела, а про финансы устарела меньше. Когда читатель начинает думать про книгу так, то сильно обогащает восприятие. Когда я говорю, что учу читать, я имею в виду именно это.

С каким запросом вам чаще всего приходится сталкиваться?

Обычно я как раз сталкиваюсь с отсутствием конкретного запроса. Люди примерно представляют себе эту область и свою в ней недостаточную компетентность, и приходят, чтобы как-то это изменить. Книжная культура — это большое, важное поле, обычно это все понимают и пытаются как-то его с моей помощью изучить. Обычно все уходят с желанием больше читать, как это ни банально звучит. Я при этом никак их особенно не мотивирую, я не мотивационный спикер, скорее, я показываю, что в чтении есть области и ракурсы, о которых они не думали. Люди уходят с набором инструментов, при помощи которых они могут себя чувствовать более уверенно в мире книг. У них остается набор лайфхаков, путеводных нитей. Представлений о том, зачем книги нужны конкретно им. С ними они чувствуют себя гораздо увереннее.

«Общей повестки больше нет. Читатель сегодня совершенно свободен»

При этом у вас нет никаких «десяти книг, которые нельзя пропустить»: вы сразу говорите, что пропустить можно все что угодно.

Конечно! Потому что эта обязательность работает против чтения. Если тебе говорят, что в прошлом году было десять важных книг, а ты восемь из них пропустил, и в этом году еще подвалило двадцать, возникает ощущение, что ты уже навсегда опоздал, нечего и начинать. И это очень известное паническое состояние. Я очень часто слышу фразу: «Я так мало читала русскую классику, и что же мне браться за современное, если у меня еще Толстой не прочитан?» В результате не читают ни то, ни другое. Мне кажется, очень важно уходить от позиции отстающего. Все эти писатели давно умерли! Никто больше никому ничего не должен. Аудитории раздробились. Общей повестки больше нет. Читатель сегодня совершенно свободен. Да, если ты не читал Достоевского, ты, наверное, чего-то недополучил в жизни. Но может быть, тебя и мама мало любила, что же теперь, больше ничего не делать? Сегодня гораздо больше персональной свободы. Которая, впрочем, оборачивается и персональной ответственностью. Ты должен сам себе формировать повестку, думать, зачем ты это делаешь, каких целей пытаешься добиться, какими инструментами… Ты ничего не должен, но тебя и никто не водит за руку.

Вы ведете книжные клубы, а еще у вас есть авторские программы. Чем одно отличается от другого, ведь и то и другое — про книжки?

Книжный клуб — это платформа для обсуждения. Там на самом деле важны не книги, а дискуссия вокруг них. Мы в значительной степени учимся обсуждать, анализировать, отстаивать свое мнение — в комфортной обстановке и в окружении дружелюбно настроенных людей. А мои авторские программы учат чтению. Они поделены на три части. На первой мы ищем мотивацию — зачем читать. На второй — изучаем способы книжной навигации: как именно искать книги, которые тебе будут полезны. Это ведь очень непросто. Можно ориентироваться только на рекомендации друзей и знакомых, многие так и делают, но результаты сильно зависят от социальной среды. Например, у одной из участниц моих занятий все окружение читает исключительно книги про эффективность и лидерство. Это нередкий случай. И в результате она оказалась в информационном пузыре: в нем ей скучно, а получить дополнительную информацию о книгах просто неоткуда.

Легко проверить, помогают ли вам рекомендации. У нас есть специальная матрица, куда надо вписывать оценку прочитанной книги и то, откуда вы про нее узнали. «Посоветовала сестра», «свекровь», «коллега». И часто оказывается, что оценки очень низкие, то есть человек ориентируется на рекомендации пусть даже и очень уважаемого коллеги или родственника, а они ему не подходят! Для многих это оказывается неожиданным открытием. И мы учимся не только выстраивать, но и пересматривать свою навигационную схему. А уже на третьем занятии мы разбираем, какие еще бывают способы читать книгу, кроме обычного фронтального, что в ней еще можно увидеть. Проблема еще в том, что все наши читатели любят оценивать прочитанный текст. У нас всегда оценка опережает анализ. И если книга не понравилась, оказывается, что ты просто зря потратил две недели. Хотя анализ почти всегда интереснее и важнее, чем банальная оценка. Заставить человека развернуть, как говорила королева Гертруда, глаза зрачками в душу и подумать, что, как и зачем ты читаешь, повысить осознанность в этой области — это очень полезное занятие.

А можно ли как-то научиться выбирать именно деловой нон-фикшен? Очень много книг в этой области кажутся похожими друг на друга.

Я, конечно, не эксперт в бизнес-литературе и, честно говоря, ни одного еще не видела. Это слишком обширная область и связана, конечно, с бизнесом, а не с литературой. Очень важно понять, какую книгу к какому бизнесу ты хочешь приложить. Один из моих студентов объяснил мне, что популярная книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» абсолютно не работает, если ты трудишься в b2g. В области business-to-government все, что написано у Кови, делать просто противопоказано.

Да, книги про лидерство и эффективность в большинстве своем вторичны, большую часть идей авторы просто переписывают друг у друга, отличаются они тонкими нюансами, подходящими или не подходящими именно вам. Но при этом бизнес-литература подлежит тем же методам осмысления и анализа, как и любая другая. Если ты в принципе понимаешь, как про книгу думать, то и с этими справишься. Что за автор ее написал, какие у него были цели и задачи, какие они имеют отношение к твоим целям и задачам. Конечно, участники моих занятий нередко читают бизнес-литературу в гораздо больших количествах, чем я. И моя студентка-коуч может оценить новации очередной книги, удобство компоновки материала, ее визионерскую необычность. Но не может она сказать владельцу перерабатывающего комбината из Кузбасса, подойдет ему эта книга или нет. А вот научить этого человека из Кузбасса и любого другого человека думать о том, как эту книгу можно проанализировать и примерить к себе, — это вполне реально. И этому я и учу.

Новости партнеров