«Мои неудачные инвестиции были связаны с переоценкой людей». Правила потребления главы OneTwoTrip Михаила Соколова

Фото Павла Хоменко
Фото Павла Хоменко
В новом выпуске «Правил потребления» бизнес-ангел и глава сервиса планирования путешествий OneTwoTrip Михаил Соколов рассказал о влиянии брендов на наше восприятие, об эволюции потребления и о том, почему опасно переоценивать людей

Чтобы разобраться, как современные предприниматели строят отношения с деньгами, Forbes Life запустил рубрику «Правила потребления». На этот раз мы поговорили с Михаилом Соколовым — CEO OneTwoTrip, председателем совета директоров Wheely и сооснователем MNFST. Выпускник Columbia Business School и Государственного Университета Управления, Михаил начал карьеру с работы в сфере инвестиций и вырос от аналитика до директора в инвестиционных банках Москвы и Лондона, включая Deutsche Bank и Barclays.

Вовремя почувствовать конъюнктуру

Мой первый предпринимательский опыт связан с очень эмоциональной историей. Однажды летом (мне было лет 11) мы с родителями поехали отдыхать в подмосковный пансионат. Родители были уверены, что летний отдых на свежем воздухе — это то, на что важно тратить деньги. Поэтому большую часть времени меня просили проводить на улице, заниматься спортом, который я тогда очень полюбил. Дети из пансионатской тусовки на тот момент были исполнены колоссального энтузиазма, коллекционируя наклейки разной тематики, которые вклеивались потом в специальные журналы. Мальчики собирали коллекции, связанные с футболом, с изображениями игроков национальных сборных, девочки вклеивали всяких рыбок и домашних животных. И в какой-то момент сложилась удачная конъюнктура. У критической массы детей тем летом альбомы были заполнены на 80%. И все очень активно искали недостающие наклейки. Я почувствовал благоприятный момент и смог купить пачки самых разных стикеров: и «рыбок», и «футболистов». А потом продавал их в единичных экземплярах тем, кому они были нужны. На эти первые заработанные деньги я купил маме шампунь с кондиционером — пару красивых заграничных бутылочек. В то время было очень много ТВ-рекламы и «ящик» рулил среди всех возрастных групп. В основном рекламировались иностранные consumer-бренды, а российские производители еще не выросли, чтобы активно продвигаться.

Идти по рациональному пути

Мне всегда приходилось выбирать, от чего отказываться. Этот уровень осознанности появился уже к семи – восьми годам.  Но в моем детстве было совсем немного соблазнов, они стали появляться позже в невиданных для страны масштабах — товары продавались за валюту, появились заграничные вещи. Тогда я более отчетливо стал понимать, что может себе семья позволить, а что нет. Одним из основных принципов стало бережное отношение к вещам и понимание того, что они должны быть качественными, чтобы служить долго. Никаких заломов на книгах. Бережное отношение к обуви, чтобы она не разлеталась за месяц, чтобы ее не разъедало солью, которой у нас все поливают. Чувство от долгосрочного использования качественной вещи приносит большое удовлетворение, вне зависимости от того, это предмет гардероба или гаджет. А второе правило — принцип рационального выбора. Ребенком однажды я столкнулся с  дилеммой. На день рождения мне приходилось выбирать между комбинезоном на зиму и машинкой на радиоуправлении. Комбинезон — базовая вещь, необходимая мальчику. Но представляете, как мне хотелось машинку. К тому моменту я уже приблизился к понимаю, что решение нужно принимать рационально — ведь машинка зимой не согреет. Я мучился, наверно, недели две — времени для страданий было предостаточно. Но в результате выбрал комбинезон, пойдя по рациональному пути.

Инвестиции — идеальное интеллектуальное упражнение для познания нового

Все мои инвестиции начинались с желания постичь незнакомую для меня область знаний, найти методы, чтобы разобраться в новой индустрии. Инвестиции для этих целей просто идеальны. Когда человек инвестирует в какую-то публичную компанию, он начинает разбираться, почему ее акции недооценены или переоценены, сравнивает ее с другими компаниями этого сектора, понимает его особенности. Это интересное интеллектуальное упражнение. Кроме знаний о компании и особенностях ее работы, приходится учитывать и оценивать макрофакторы, что невероятно расширяет горизонт. Сейчас многие начинают интересоваться инвестициями в акции публичных компаний, делают первые робкие шаги, и эта история хорошо развивается в России. Безусловно, в этой сфере должна присутствовать регуляторика для инвесторов, работающих  с заемным капиталом. Но для многих людей это прекрасная возможность обучаться, расширять свои знания.

Неудачные инвестиции связаны с переоценкой людей

Инвестиции в частные компании носят другой характер. Они не спекулятивные, их горизонт — не день, месяц или даже не полгода, а годы.  Компании без рыночной капитализации не так реагируют на волатильность рынка: что-то обвалилось, Трамп написал в Twitter, а еще кто-то, наоборот, не написал… И вот ставка поползла, все в бесконечном движении.  Люди, которые только начали продавать, не понимают, что им делать — что, все продавать? На этой суете много теряют. Для непубличных компаний прогноз неочевиден. Поскольку я инвестировал всегда на относительно ранних стадиях, я делал ставку на команду людей, идею и сектор.  От конкретного человека, его опыта и энергии зависит шанс на конечный успех — причем зависит в разы больше, чем от прекрасной идеи или перспектив сектора. Все мои неудачные инвестиции были как раз связаны с переоценкой людей. Я рассчитывал на то, что они разовьются, сделают качественный скачок, и до определенного возраста полагал, что люди могут почти бесконечно эволюционировать.  Потом понял, что это большая ошибка. Люди часто останавливаются и просто деградируют под воздействием разных обстоятельств. Но 10 лет назад, когда я делал свои первые инвестиции, я этого еще не знал. Тогда же понял, что такое интуиция. Мы считаем интуитивные решения иррациональными, но на самом деле интуиция — это наше подсознание, которое на основе совокупного опыта, предыдущих ошибок, разочарований и успехов нам подсказывает с 80%-й вероятностью исход текущего решения. Это, по сути, нейронная сеть высокого уровня, хотелось бы верить.

Нельзя недооценивать силу бренда

Мы все любим или не любим бренды. Все, что нас окружает в мире потребления  — это наше восприятие брендов, их силу нельзя недооценивать. Одни часы стоят $100, другие — $100 000. Время они показывают одинаковое, но цену на них определяет восприятие. И те, кто продают за $100 000, никогда не будут работать с дешевыми марками. Чтобы не испортить восприятие. У каждого из нас есть представление о соотношении цены и качества услуг. В сегменте авиаперелётов (если мы не рассматриваем узкий сегмент бизнес-джетов) рядовой путешественник может приобрести билеты эконом либо бизнес-класса. В Европе во многих авиакомпаниях эконом от бизнеса мало чем отличается.  Например, у British Airways в бизнес-классе кресла такие же, как в экономе, только среднее кресло пустует, и дельта между классами по цене, как правило, не такая большая. В России разница цен между бизнесом и экономом может в разы отличаться, и вряд ли бонусы в виде более вкусного бортового питания или просторных кресел покроют хотя бы 10% разницы в стоимости. И эту разницу в цене формирует отнюдь не уровень комфорта, а наше восприятие. Для одних наступает момент ценового безразличия, для других — встает вопрос репутации. В случае корпоративной поездки многие считают, что перелет в экономклассе плохо отразится на имидже их компании. Для большинства это доплата «за воздух», и в особенности молодое поколение соглашается с такой позицией.  

Экономика совместного потребления — одно из самых важных достижений нашего века

Экономика совместного потребления — одно из самых важных, инновационных, гениальных достижений XXI века. Человечество может получить качественные услуги широкого спектра, не приобретая ничего в собственность. Структура активов у современного человека меняется. Традиционно самый большой актив в жизни у большинства — купленная или унаследованная недвижимость. От автомобилей уже многие отказываются, как от обузы, обременения. Для молодых людей, живущих в крупных городах, за 10 лет их ценность продисконтировалась  невероятно. Образование — актив, который многие у нас недооценивают. А за границей под образование берут колоссальные кредиты. Сейчас только в одной Америке объем образовательных кредитов составляет $1,5 трлн, у молодых американцев за плечами не ипотека, а образовательные кредиты в $40 000 — $150 000. Долги американских студентов растут, никто не понимает, когда и как они будут погашены. Наша онлайн-среда, профили, данные — новый цифровой актив, пока что недооцененный и не рассматриваемый в полной мере как таковой. Только сейчас начинаются дискуссии о том, как управлять своими данными, создаются биржи данных, модели монетизации. 

Я предпочитаю иметь ликвидные активы

Россия — страна статусов и атрибутов. Я сам прожил стадии эволюции потребления на заре моей карьеры в инвест-банке. Атрибуты достатка и дорогие аксессуары там играли большое значение — работа инвест-банкира была сопряжена с общением с основателями и топ-менеджерами крупных компаний, ты продаешь чужие бизнесы или размещаешь акции чужих бизнесов на биржах. Все это сопровождается перелетами на частных самолетах, road show, встречами с инвесторами, ужинами и так далее. Я соприкасался с большим количеством потребления в премиальном ценовом сегменте, не имея к нему прямого отношения. Но поскольку я был молод, у меня было мало опыта, сложилось искаженное восприятие действительности, что все вокруг так должны и будут жить. И вот мы, молодые ребята, начали покупать — кто квартиры, кто машины, кто часы, а кто-то все.  По прошествии нескольких лет кто-то пересел на авто с водителем. А еще через несколько лет пришел к пониманию, что ни своя машина, ни водитель не нужны вовсе, и можно получать качественные услуги через сервисы совместного потребления. Теперь мне очень нравится чувство легкости, гибкости перемещений и передвижений, поэтому я предпочитаю иметь ликвидные активы помимо базовой инфраструктуры. Бесконечное расширение физических активов приводит к обременению, человек утрачивает гибкость и мобильность или у него развивается гигантомания и оторванность от действительности.